Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

От се­бя­лю­бия и са­мо­лю­бия вся бе­да. Они не лю­бят, ког­да дру­гие нас зат­ра­ги­ва­ют, и так рас­ше­ве­лят­ся, что от по­мыс­лов и не обе­решь­ся. От них пло­дят­ся про­тив­ные по­мыс­лы, слов­но са­ран­ча, по­е­да­ю­щая не толь­ко пло­ды ду­хов­ные, но листья и са­му ко­ру.

преп. Амвросий

Са­мом­не­ние – эта тон­кая стре­ла бе­со­вс­кая – тай­но уязв­ля­ет серд­це, и се­мя его тон­ко на­се­ва­ет­ся, так что ма­ло-по­ма­лу воз­рас­та­ет фа­ри­сей, а по­том пре­да­ет­ся и со­вер­шен­ной гор­ды­не, а сия – бе­со­вс­кой об­лас­ти.

преп. Макарий

Смот­ри­те па­че, не зак­рал­ся бы татс­кий по­мысл, что вы жи­ве­те луч­ше и вни­ма­тель­нее дру­гих; и оный так опа­сен, что, по ма­ко­во­му зер­ну ло­жась на серд­це, не уви­дишь, как воз­рас­тет до ис­по­ли­нс­ко­го фа­ри­сея и пре­даст со­вер­шен­ной гор­ды­не и да­лее. А пред Бо­гом луч­ше греш­ник с по­ка­я­ни­ем, не­же­ли пра­вед­ник с гор­дос­тию.

преп. Макарий

День прославления двух оптинских преподобномучеников

11 декабря 1937 года — день прославления двух преподобномучеников оптинских: Викентия (Никольского) и Рафаила (Тюпина).

Виктор Никольский, будущий монах Викентий, уроженец Санкт Петербурга, был внуком священника. Отец Виктора вышел из духовного сословия, стал высокопоставленным чиновником, и семья жила безбедно. Но все богатство Никольские потеряли в дни революции. Виктор, третий сын, выбрал богатство нетленное — в 1913 году он пришёл в Оптину и был определен на трудовое послушание в канцелярии монастыря. Уже в годы лихолетья, когда постриг сулил путь исповедничества, он принял монашество с именем Викентий. После закрытия монастыря, монах Викентий год прослужил в музее при Оптиной, а потом уехал в город Ромны, на Украину, где служил сторожем при церкви. По указанию властей он вернулся в Козельск. Все это время монах Викентий строго соблюдает монашеские обеты и сохраняет свою душу от нечистоты мира. В Козельске он встретил своих собратьев, вместе они молились и помогали друг другу выживать, что и послужило поводом обвинить всю группу монашествующих в контрреволюционном заговоре. В 1930 году его приговорили к лагерному заключению, и после срока, в 1935 году, нищий и больной, он возвращается в Козельск. В 1937 его снова арестовывают, приговаривают к расстрелу, но этот приговор был заменён на 10 лет лагерей. Монах Викентий скончался 11 декабря 1937 года в лагерях Архангельской области.

Выходец из крестьянской семьи Борис Тюпин пришёл в Оптину в 1912 году и нёс в монастыре послушание повара. В 1914 был мобилизован на фронт и уехал из монастыря, а после ранения он вернулся в обитель — в госпиталь, устроенный при Оптиной. В 1918 его снова призывают на фронт, но из-за болезни ему пришлось остаться в Москве. Здесь в 1922 году он принимает монашеский постриг с именем Рафаил, а в 1926 — рукоположен в иеромонаха. Служить ему довелось в Калужской области, и очень скоро его ревностное служение, чистота веры и духовные дары стали известными среди местных крестьян. Конечно, власти такое принять не могли, и в 1932 году его приговорили к ссылке в Казахстан. Приговор был основан на проповедях батюшки и на истории об исцелении бесноватой, которая была зафиксирована в материалах дела, тем самым став официальным подтверждением духовных даров отца Рафаила. После ссылки батюшке пришлось поскитаться по приходам, но найти новое место служения не удалось, и он остался жить в селе Маклино Московской области, добывая себе пропитание сапожным ремеслом. 2 декабря 1937 года, одним днем, было проведено следствие, в основу которого легли показания селян о том, что он «разложил дисциплину в колхозе». Дальше события развивались быстро и стандартно: 9 декабря тройка НКВД приговорила иеромонаха Рафила к расстрелу, а 11 декабря он был расстрелян на полигоне в Бутово.

Братья Оптиной вместе со страной проходили путь русской Голгофы, сохраняя православную веру и верность Богу. Сегодня их подвиг служит для нас примером и вдохновением, и мы непрестанно просим их: «Молите Бога о нас!»

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь