Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Кто од­ну страсть пре­о­до­ле­ет, тот од­но­го де­мо­на по­бе­дит, а кто две страс­ти одо­ле­ет, тот двух де­мо­нов по­бе­дит, а кто де­сять или бо­лее ос­та­вит при­ст­рас­тий, тот це­лый полк бе­сов пе­ре­ко­ло­тит и бу­дет нас­лаж­дать­ся ду­шев­ным ми­ром.

преп. Антоний

Во­ю­е­те со сво­и­ми страс­тиш­ка­ми? Во­юй­те, во­юй­те, бу­ди­те доб­рые во­и­ны Хрис­то­вы! Не под­да­вай­тесь зло­бе и не ув­ле­кай­тесь не­мо­ща­ми пло­ти. А в слу­чае по­по­лз­но­ве­ния спе­ши­те к Вра­чу, во­пия со Свя­тою Цер­ковью, на­шею ма­терью: „Бо­же, соп­рич­ти мя раз­бой­ни­ку, блуд­ни­це и мы­та­рю (ра­зу­ме­ет­ся, ка­ю­щим­ся) и спа­си мя“.

преп. Анатолий

На­до знать, ка­кая страсть бес­по­ко­ит бо­лее все­го, с ней и нуж­но бо­роть­ся осо­бен­но. Для это­го на­до ежед­нев­но про­ве­рять свою со­весть.

преп. Никон

Вопрос ученика и ответ старца Льва. «Видеть себя вне преспеяния».

Почему, в течение пятилетнего жительства в пустынной здешней обители, стараясь сколько-нибудь о собственном назидании, я чувствую, напротив, что действительно сделался хуже, о чем свидетельствуют неосмотрительные мои поступки, хладность сердца и недостаток великодушия?

Вопрос ученика и ответ старца Льва. «Видеть себя вне преспеяния».– Весьма редкие в столь короткое время возлетали крилами веры и добродетелей на духовное небо, ощущали в себе нелестные залоги упований, обручение будущей славы. Весьма не многие, после продолжительных трудов, ощущали таинственно утешительную награду или цветы искренней деятельности о Господе, обещающие собрание плодов в вышнем вертограде Иисуса Христа; а иные и во всю жизнь свою на земли не ощущали того, и не ощутят, по смотрению небесного Покровителя – Бога, Который всегда лучше о нас промышляет; ибо мы, как бы младенцы в рассуждении судеб Мироправителя, нередко у Него просим таких орудий, кои по достоинству своему и силе спасительны, но по нашему неискуству могут быть употреблены нами в совершенный вред; почему любвеобильный Отец-Светов скрывает от некоторых благочестивых дары, которые одним спасительны, других приближают к погибели.

Что бы было, если бы Бог-Всеведец совершенно исполнял все наши желания?.. Я думаю, хотя и не утверждаю, что все бы земнородные погибли. Бог, хотя не презирает молитвы избраннейших своих, но желаний их иногда не исполняет, и единственно для того, чтобы по Божественному своему намерению устроить все лучше. При сем можно заметить, что живущие без внимания к самим себе никогда не удостоятся посещения благодати; а если по единственной благости Божией и удостаиваются, то уже пред кончиною.

Но видеть себя вне преспеяния не есть еще совершенное непреспеяние. Таковые чувства могут насаждать в сердце искреннее смирение; а когда ты подлинно имеешь сознание, что лишен плодов духовных, то старайся неослабно усиливать стремление свое к Богу. Когда мы находим себя лишенными добродетелей, и потому не имеем о себе мнения, то сие самое может привлекать Божественное призрение, которое укрепит нас надеждою противу смертного духа отчаяния. Когда мы не успели в добродетелях, то нет ближайшего средства ко спасению как смиренномудрие. Высокомерие и при добродетелях богопротивно: но кроткая мысль пред Богом забвена не будет.

Из келейных записок Павла Петровича Тамбовцева