Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Нуж­но иметь вни­ма­ние к сво­ей внут­рен­ней жиз­ни, так что­бы не за­ме­чать то­го, что де­ла­ет­ся вок­руг те­бя. Тог­да осуж­дать не бу­дешь.

преп. Амвросий

Не осуж­дай­те дру­гих, ибо од­но это хо­да­тай­ству­ет нам вся­кое осуж­де­ние пред Бо­гом.

преп. Макарий

Пред Бо­гом ка­ю­щий­ся греш­ник лю­без­нее, чем са­мом­ня­щий­ся пра­вед­ник. И по­то­му бе­ре­гись осуж­дать!

преп. Анатолий

«Гордость есть уничтожение добродетели»

Святой преподобный Иоанн Лествичник писал: «Гордость есть уничтожение добродетели».

В русских народных пословицах, содержащих многовековой опыт народа, говорилось: «Гордым быть – глупым слыть», «Гордость пучит, скромность учит», многие пословицы восходили к библейским текстам: «Бог гордым противится, смиренным дает благодать», «Смирение поборает гордыню, аки Давид Голиафа».

Поясняя евангельские слова «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (1Пет. 5, 5), – преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано – именно гордым? Потому, что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу…»

О важности искреннего покаяния и о том, как гордыня умаляет любые добрые дела, рассказывается в известной евангельской притче о мытаре и фарисее (Лк. 18, 9-14). Преподобный Варсонофий Оптинский рассказывал о том, как эти евангельские образы изображались на старинных книжных миниатюрах и на лубочных картинках, где можно было встретить изображение мытаря и фарисея: «изображается фарисей, мчащийся на колеснице, и мытарь, идущий пешком – стремятся они оба в Царство Небесное. Мчится фарисей на колеснице и надеется на ней въехать в Царство Небесное, его колесница снабжена всем необходимым для достижения цели, но в последний момент она ломается, и мы видим на древних картинках, что пешеходящий мытарь его перегоняет».

Как отмечал старец Амвросий, «фарисей имел все добродетели, но был горд, а мытарь имел смирение, и был лучше», – поясняя, что «гордость же одна заменяет все пороки, как и одно смирение спасает человека».

Чтобы начать борьбу с этим духовным недугом, надо, во-первых, признать его, ибо многие не видят в себе гордыню.

Как писал старец Макарий: «премудрый старец поучал духовно брата, чтобы не гордился, а он, слепотствуя умом, отвечал:
– Прости мя, отче, во мне нет гордости.

Старец же продолжал:
– Да чем же ты, чадо, более можешь доказать свою гордость, как не сими словами, что “во мне нет гордости”.

Тьма, по слову Василия Великого, есть отсутствие света. И в духовных вещах, за отсутствием света смирения, мрак гордости покрывает душу».

Какие же признаки свидетельствуют о том, что у человека есть гордыня?

Гордость, по словам преподобного Макария Оптинского, «обнаруживает себя порывами гнева, смущением, презорством, осуждением и уничижением ближних, надымая душу самомнением и возношением о своих делах и достоинстве, или внешнем или внутреннем. Плод гордости: падение мужей и духовных; и вообще падения людей и жизнь нехристианская и все бедствия человеческие, в отношении души и тела, началом своим имеют гордость».

Как и многие пороки, гордость врачуется противоположной ей добродетелью – смирением.

Как-то духовная дочь посетовала старцу Амвросию:
– Гордость мешает во всем.

Старец ответил:
– А ты закутайся в смирение; тогда если и небо к земле прильнет, не страшно будет.

Своему духовному чаду старец Лев писал: «Известно, что всему нашему бедствию и отвращению от Бога виновна гордость; а напротив, блаженству и приближение к Богу – смирение. То и пороки наши все происходят от нее, яко от злого корня, злые отрасли и суть плоды гордости. Но оная так скрытно гнездится в сердце, что имеющий ее не может проникнуть и понять ее, когда не пошлет Бог какого-либо обличения – чрез искушении, прочтите в “Добротолюбии” у св. Петра Дамаскина во 2-й книге в конце 24-го слова о старце, которого все считали святым, но при смерти его один богоугодный старец слышит глас к немилостивому ангелу, стоящему при нем с трезубцем, дабы не упокоил души его, так как он не упокоил Господа и один час. Увидите, что не только от других, но и от самого его укрывалась гордость».

О том, какую духовную силу имеет добродетель смирения, старец Варсонофий говорил: «За гордость свою лишились духи злобы райского блаженства, и их места занимают теперь люди за смирение! Оно нас ставит выше сетей диавольских».

Молитвенное обращение к Богу с просьбой о помощи в борьбе с тяжелой пагубой гордыни – даст силы в духовной брани и поможет в исцелении.

Старец Иосиф советовал молиться следующими словами: «Дух гордости и тщеславия, гнева и хулы отжени от меня, Господи, дух же смирения и терпения даруй мне, окаянной рабе Твоей».