Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Луч­ше быть уче­ни­ком уче­ни­ка, не­же­ли жить по сво­ей во­ле. Об этом и в оте­чес­ких пи­са­ни­ях ска­за­но. Пос­лу­шать­ся со­ве­та сво­е­го от­ца ду­хов­но­го не стыд­но, но ду­шес­па­си­тель­но и не­об­хо­ди­мо; и кто не слу­ша­ет доб­ро­го со­ве­та, тот бы­ва­ет на­ка­зан.

преп. Амвросий

Ста­рай­ся пос­ту­пать во всем по за­по­ве­дям Бо­жи­им и пом­ни, что Гос­подь при­су­т­ству­ет и зрит твое рас­по­ло­же­ние серд­ца. Пос­лу­ша­ние ис­пол­няя, счи­тай, что оно по­ру­че­но от Гос­по­да, чрез че­ло­ве­ка, и от усер­дия ис­пол­не­ния его за­ви­сит твое спа­се­ние.

преп. Амвросий

Свя­тая Цер­ковь гла­сит: пост есть не бра­шен оша­я­ние, но злых от­чуж­де­ние, удер­жа­ние язы­ка от празд­нос­ло­вия и пе­ре­су­дов, ох­ра­не­ние от разд­ра­жи­тель­нос­ти, по­хо­ти от­ло­же­ние и лжи и льс­ти уда­ле­ние. И кто так пос­тит­ся, то­го пост при­я­тен бы­ва­ет Бо­гу.

преп. Антоний

«Подражайте Богу,
как чада возлюбленные»

Дни поста, который призван подготовить верующих к празднованию Рождества Христова, предназначены для более внимательной духовной жизни. В эти дни многие стараются более внимательно прочитать строки Евангелия, которое святые подвижники называли книгой жизни. В Послании к ефесянам святой апостол Павел пишет: «Подражайте Богу, как чада возлюбленны, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5, 1-2).

По толкованию святителя Иоанна Златоуста, «ты подражаешь Богу, ты уподобляешься Богу, когда вместе с Ним прощаешь. “Итак, подражайте Богу”. А вот и еще прекраснейшее увещание: “Как”, – говорит, – “чада возлюбленные”. У вас есть и другая необходимость подражать Ему, – не только потому, что вы Им облагодетельствованы, но и потому, что сделались чадами. ”Как чада возлюбленные”. Так как не все сыновья подражают отцам, но только возлюбленные, то и говорит: “Как чада возлюбленные, и живите в любви”. Вот и основание всего: если будет любовь, то не будет ни ярости, ни гнева, ни крика, ни брани, – все это будет уничтожено. Потому он и поставляет главнейшее на конце. Почему ты сделался чадом? Потому, что тебе прощено. На том же основании, на каком удостоен ты столь высокой чести, и сам ты прощай ближнему».

Люди святой жизни, подвижники еще при жизни уподобляются Богу, очистив свою душу покаянием. Преподобный Варсонофий Оптинский объяснял это следующим образом: «Святых, подражавших в высшей степени Богу, так и называют преподобными, но каким образом они похожи на Бога? Поясним это примером. Если взять несколько капель воды, то хотя они и малы, но по своим свойствам соответствуют воде того озера или реки, из которых взяты. Так и святые заимствуют от Господа Его свойства: благость, любовь, милосердие – и таким образом уподобляются Господу».

«Преподобные очистили душу свою, и освятили ее так, что она по всем свойствам стала подобна Богу. Понятие о подобии предметов мы встречаем и в математике. Один треугольник маленький, другой – большой, но по свойствам своим этот маленький совсем похож или подобен большому, подобен, но не равен. И в природе мы часто наталкиваемся на случаи подобия предметов.

Фарисеи и книжники осуждали Христа за то, что Он Себя называл Богом – «равен Ся творя Богу» (Ин. 5, 18).

Господь в ответ на их порицание не сказал: Я единосущный Отцу Бог, но возразил им:
Несть ли писано в законе вашем: Аз рех: бози есте (Пс. 81, 6)?

Это относилось к израильтянам. Фарисеи ничего не могли ответить на это и замолчали.

Но каким образом человек уподобляется Богу, как можно применить к нему это название? – У древних греков были боги, олицетворявшие собой разные свойства людей, как хорошие, так и порочные, но здесь не про таких богов говорится. Конечно, быть такими же, как Господь, не только из людей, но и из ангелов никто не может, но уподобляться Богу должен каждый человек, если хочет достигнуть Царствия Небесного».

Преподобный Амвросий Оптинский дал в своем письме расширенное толкование этих евангельских строк, указав, что особенно подражать Богу христиане могут исполнением следующих трех евангельских заповедей:
1. Господь глаголет во Евангелии: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд…» Заповедь эта, во-первых, означает, что человек должен быть сострадательным к ближним касательно подавания милостыни, не различая достойных от недостойных. А во-вторых, требует от нас и снисхождения к ближайшим, и прощения им всяких недостатков, обид и досаждений.

2. Святой апостол Петр пишет: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1Пет. 1, 14-16). Эта заповедь означает, что человек должен хранить целомудрие и чистоту телесную и душевную не только относительно блудной страсти, но и относительно других страстей, потому что и зависть, и ненависть, и злопамятство также составляют нечистоту души.

3. Сказано в Евангелии от Матфея: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Совершенство христианское, по слову святого Исаака Сирина, состоит в глубине смирения. Фарисей, как сам о себе свидетельствует, не был подвержен никакому пороку, но за то, что вознесся, осудил и уничижил мытаря, не только потерял все, но и отвержен был Богом. По этой-то причине Господь говорит: «когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10)».

По замечанию преподобного Амвросия, «как бы кто-либо из христиан не был тверд и точен в исполнении христианских своих обязанностей, это исполнение его и духовное делание, по слову святых Отцов, может уподобляться только малой купели, или самомалейшему озерцу. Перед этой-то широтой невольно смирялись и великие святые, называя себя землей и пеплом, и считая себя хуже всякой твари…»