Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На зем­ле все вре­мен­но и крат­ков­ре­мен­но и ско­роп­ре­хо­дя­ще. Ско­ро все про­хо­дит, как при­ят­ное и от­рад­ное, так и прис­ко­рб­ное и бо­лез­нен­ное. Еже­ли мы изб­ра­ли для се­бя путь бла­го­чес­тия, то долж­ны пом­нить и не за­бы­вать апос­тольс­кое сло­во: вси хо­тя­щии бла­го­че­ст­но жи­ти о Хрис­те, го­ни­ми бу­дут (2 Тим, 3, 12).

преп. Амвросий

Ста­рай­тесь жить, под­ра­жая,– как по нуж­де или по сво­ей во­ле по ле­су хо­дят не­ко­то­рые: по­па­да­ет­ся ко­ря­вое де­ре­во – по­дог­нут­ся или обой­дут, а ка­кая-ни­будь на­зой­ли­вая ветвь хлест­нет в за­ты­лок,– не очень на это смот­рят.

преп. Амвросий

Хо­ро­шо де­ла­ешь, что си­дишь до­ма. Свя­той Ар­се­ний Ве­ли­кий учил: „Си­ди в келье тво­ей, и та все­му (хо­ро­ше­му) тя на­у­чит". Си­ди с Бо­гом, и Сам Ии­сус при­дет к те­бе. Толь­ко дер­жи мо­лит­ву: Гос­по­ди Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­ную.

преп. Анатолий

«Без Бога, своими силами, и с мухами не сладим»

Старец Антоний Оптинский, как и многие оптинские старцы, умел в немногих словах выразить глубокие истины Православия, побудить людей лучше познать свое сердце, увидеть свои грехи, начать исправляться и жить по заповедям Божиим.

В одном из своих писем он предостерегал духовное чадо от опасного горделивого помысла о том, что собственные рассуждение гораздо справедливее Божественных устроений: «…описываете Вы о горьком и гордом помысле, о муке вечной, и противник представил, что Вы премудрее и справедливее Бога в своих суждениях! Видите, куда он Вас поднял – выше облак! Таких помыслов со смиренными не бывает; а Вы страждете за превозношение свое и за многомыслие; ибо Вы привыкли разговаривать сами с собою, и думаете переспорить помыслы, но они отражаются молитвою Иисусовою, и молчанием в мысли своей. Что делать, всякому человеку дан свой крест, который и должен он безропотно несть; ибо и сии негодные помыслы должны служить уроком к нашему смирению, а не кичению; ибо мы без Бога, своими силами, и с мухами не сладим».

Мысли о том, что ты справедливее и рассудительнее своего Творца, свидетельствуют о слепоте душевной. В одном из писем старец Антоний замечал: «Как телу нашему приключаются различные недуги, так и душе. Есть слепота телесная, и есть слепота душевная. Кроме сего, у некоторых бывает еще какая-то темная вода в глазах, которыми хотя и смотрят, но ничего не видят. Подобно сему бывает темная вода и в душевных очах, от которой тоже не видят ничего. И если придет человек во глубину зол, не видит того и нерадит о спасении души своей».

Старец Антоний учил не столько словами, сколько примером собственной жизни, как свидетельствовал автор его жизнеописания, «все его слова направлялись к духовной пользе, были исполнены деятельного разума».

В жизнеописании старца Антония рассказывается о том, что в 1849 году, во время его настоятельства в Малоярославецком монастыре случилась сильная буря, «с монастырской колокольни снесло шпиль, который упал на церковь, проломил тяжестью своей железную крышу и стропила, раздробил каменные своды, а железный крест сажень за пятьдесят занесло в сад. Буря эта причинила обители убытка на 5000 рублей. Но о. Антоний не очень был озабочен этим, возлагая печаль свою о сем на Господа Бога, на Пречистую Его Матерь и на великого чудотворца Николая, а только благодарил Бога, что никто из людей не пострадал во время бури. Один мирской человек, слушая рассказ об этом о. Антония, был поражен совершенным его равнодушием к денежному убытку, и искренней радостью его о сохранении жизни всех находившихся в обители, и невольно остановился мыслью на таком мирском расчете, что вот отец игумен ценит жизнь последнего монастырского работника дороже 5000 р. Когда он объяснил свой помысл, о. Антоний заметил ему, что душа человеческая Богу дороже всего вещественного мира».

Помощь Божия призывается с помощью молитвы, поэтому так часто старец советовал прибегать к молитве, не полагаться на свои силы, а обращаться к Господу, Божией Матери, святым: «Молитесь усердно Господу Богу, – писал он одному из духовных своих чад, посылая четки, – и хладное сердце свое разогревайте сладчайшим Именем Его; поелику Бог наш огнь есть. Оное призывание и нечистые мечтания истребляет, и сердце согревает ко всем заповедям Его».

Близкому духовному сыну старец Антоний как-то сказал, что молился всегда, молился обо всем и о всех; и, что когда был настоятелем, то молитвенного уготовления не выходил даже к рабочим, когда они приходили по монастырской надобности. Некоторые замечали, что и во время беседы с посетителями он внутренне молился.

Современники старца вспоминали возвышенный духовный настрой, который был у старца во время совершения богослужений: «Все, которые видели о. игумена Антония совершающим Богослужение, помнят необыкновенное выражение лица его, особенно во время божественной литургии, когда он выходил с потиром; это было лицо человека, преисполненного благодати. Случалось, что от одного взгляда на него в это время у некоторых происходил в душе нравственный переворот. Были основательные причины утверждать, что о. Антоний имел великое дерзновение в молитве к Богу, и сподоблялся духовных видений и других благодатных посещений».

В.В. Каширина