Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мрач­ность-то ду­ха, хо­тя и ко ис­ку­су по­сы­ла­ет­ся иног­да, од­на­ко все на­доб­но ис­пы­тать: не за гор­дость ли по­сы­ла­ет­ся? – и на­доб­но сми­рить­ся.

преп. Макарий

Уны­вать не сле­ду­ет. И в скорб­ных пе­ре­жи­ва­ни­ях сок­ры­та ми­лость Бо­жия. Не­пос­ти­жи­мо для нас стро­ит Гос­подь жизнь на­шу.

преп. Никон

Во вре­мя су­хос­ти и том­нос­ти не долж­но па­дать в ров уны­ния и от­ча­я­ния, не ис­кать в се­бе то­го, че­го мы не­дос­той­ны,– ве­ли­ких да­ро­ва­ний Бо­жи­их, а упо­ко­и­вать­ся на сми­ре­нии, счи­тая се­бя не­дос­той­ным оных.

преп. Макарий

«Бог любит только смиренных»

Преподобный оптинский старец Амвросий говорил своим духовным чадам о добродетели смирения:

– Бог любит только смиренных, и как только смирится человек, так сейчас Господь поставляет его в преддверие Царства Небесного; но когда человек не хочет добровольно смиряться, то Господь скорбями и болезнями смиряет его.

Особенно эта добродетель необходима для преуспеяния монашествующих. Старец имел особое попечение о сестрах основанной им Шамординской обители, молился о них, руководил духовной жизнью.

Вспоминали, что как-то раз одна сестра получила строгий выговор от настоятельницы монастыря за невольное непослушание. Сестра не могла поступить иначе и хотела объяснить причину, но настоятельница не стала слушать оправданий. Больно и обидно было монахине, но, видя, что нельзя оправдаться, она, подавив в себе самолюбие, замолчала и только просила прощения.

Возвратившись к себе в келью, эта сестра, к великому своему изумлению, заметила, что несмотря на то, что она потерпела такое незаслуженное обвинение, в особенности при посторонних мирских лицах, у нее, вместо стыда и смущения, наоборот, на душе было так светло, отрадно, хорошо, как будто она получила что-нибудь радостное.

Старец Амвросий в это время жил в Шамордино, и монахиня тем же вечером поведала ему о своем внутреннем состоянии.

Старец внимательно выслушал ее рассказ и затем серьезно сказал:

– Этот случай – промыслителен, – помни его. Господь захотел показать тебе, как сладок плод смирения, чтобы ты, ощутивши его, понуждала себя всегда к смирению, сначала к внешнему, а затем и к внутреннему. Когда человек понуждает себя смиряться, то Господь утешает его внутренно и это-то и есть та благодать, которую Бог дает смиренным. Самооправдание только кажется облегчающим, а на самом деле приносит в душу мрак и смущение.

В другой раз старец говорил своим чадам:

– Никакая добродетель так не приятна Богу, как смирение. А смиряться удобнее неисправному подвижнику, нежели строгому и исправному, чему ясный пример мытарь и фарисей. Правда, что не все строгие подвижники подражают фарисею. Благоразумные из них и смиренные занимают у Бога первое место, а уже сзади их стоят слабые, кающиеся и смиряющиеся.

Монахине, которая получила внутреннюю пользу от того, что не стала оправдываться и смиренно попросила прощение, старец посоветовал:

– Когда бываешь в Оптиной, ходи на могилку о. Пимена и читай надпись на его памятнике; – вот как должен держать себя монах.

Иеросхимонах Пимен (Пащенков), о котором говорил старец Амвросий, почил в Бозе в 1 сентября 1881 года, прожив в монастыре практически полвека. Происходил из войсковых обывателей г. Изюма Слободско-Украинской губернии. Поступил в монастырь в октябре 1835 года. Определен в обитель 16 октября 1840 года. В конце 1841 года переведен из монастыря в скит. Пострижен в монашество в 1843 году. Через десять лет переведен из скита в монастырь. В 1857 году рукоположен во иеромонаха. Исполнял послушания привратника, клиросного, с 1858 года – помощник духовника, впоследствии был духовником богомольцев. Незадолго до смерти о. Пимен был пострижен в схиму.

На надгробной надписи, которую советовал прочитать старец Амвросий своей духовной дочери о добрых качествах отца Пимена написано следующее:

«Имел такую ревность и усердие к церковной службе, как никто другой, за кротость и смирение любим был всеми. Замечания настоятеля и прочих принимал без всякого самооправдания».

Могила отца Пимена находится между Введенским собором и Казанским храмом, на могиле установлен чугунный крест на гранитной подставке.

И сейчас, как и много лет назад, богомольцы могут поклониться могиле смиренного подвижника и помянуть его в своих молитвах.

В.В. Каширина