Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Страс­ти не мо­гут на­ми гос­по­д­ство­вать, ког­да мы про­тив­ля­ем­ся им и при­зы­ва­ем на них по­мощь Бо­жию. Ук­реп­ля­ет же на нас страс­ти и по­да­ет им над на­ми по­бе­ду на­ше са­мо­лю­бие и гор­дость.

 

преп. Макарий

Мы, бед­ные, лю­бим свои страс­ти, ува­жа­ем их; и ка­кое ж воз­да­я­ние от них по­лу­ча­ем? Му­че­ние со­вес­ти и том­ле­ние ду­ха.

преп. Макарий

Не­об­хо­ди­мо пе­ре­ехать за гра­ни­цу сво­их страс­тей – то есть из­ба­вить­ся от них со­вер­шен­но и за­ме­нить их на про­ти­во­по­лож­ное – на доб­ро­де­те­ли. Ког­да пе­ре­ез­жа­ют нас­то­я­щую гра­ни­цу, то не­об­хо­ди­мо иметь с со­бой пас­порт. Так и по­беж­дая страс­ти, мы по­лу­ча­ем как бы но­вый вид – пас­порт для Жиз­ни Веч­ной.

преп. Варсонофий

«Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарением»

Преподобный оптинский старец Амвросий, который практически всю жизнь недуговал тяжелыми болезнями, говорил свои духовным чадам: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарением».

Несение болезни с терпением есть великий подвиг. Духовный писатель Евгений Поселянин, хорошо знавший старца Амвросия написавший его жизнеописание, писал о духовном смысле страданий: «Страдание составляет одну из величайших тайн и один из славнейших венцов христианства и было всегда неотъемлемым, непременным условием жизни его лучших людей. С тех пор как на земле совершилось неслыханное, трудномыслимое дело – подвиг страдающего Бога, жизнь как бы поблекла и потускнела со стороны своих радостей. Неугасимый, непреходящий свет Голгофы столь бесконечно ярким сиянием озарил страдание, что к нему с невольной притягательной силой стремились все самые цельные, самые искренние и непосредственные люди христианства, все его золото. Словно дрова, подбрасываемые на уже жарко и ярко разгоравшийся костер, все пребывающая, все ожесточающаяся сила страдания пуще и пуще распаляет пламя Божественной любви. Будущее – в этих избранных людях, и в этом распалении все менее и менее человечески несовершенного, человечески ограниченного, человечески слабого оставалось в них, давая место все сильнее и пышнее развивавшемуся божественно совершенному и божественно прекрасному. Да, путь жгучего страдания – это то рождение свыше, рождение огнем, без которого трудно стать христианином».

При постоянной болезненности старец Амвросий до последнего часа служил ближним.

Как он страдал, видно из одного вырвавшегося у него признания:

– Если я скажу иногда про свое здоровье, то только часть. А если б знали все, что я чувствую... Иногда так прижмет, что думаю: вот пришел конец.

Одна барыня, придя проститься с ним, застала его лежащим навзничь в страшном утомлении и спросила его, зачем он себя так утомляет.

– Что же делать? – отвечал старец Амвросий. – Все жилы и нервы мои натянуты! Да к тому же еще лихорадочное ощущение с болью в желудке. А нельзя же оставить народ: сама видишь, сколько его. Да это все бы ничего. Но меня огорчает то, что еще ропщут все-таки на меня. Ведь, кажется, сами уже видят, в каком я положении.

О том, с какой стойкостью, благодушием, терпением и упованием на помощь Божию, переносил свои болезни старец Антоний, хорошо свидетельствуют строки его письма, обращенные к одному родственнику в Москве, который также тяжко болел: «…Я утешал было себя надеждою, что получу скоро от болезни своей облегчение, и буду, может быть, иметь приятное удовольствие в непродолжительном времени посетить Вас. Но совсем иначе Бог строит, нежели как нам хочется: ибо как Вы не далее можете путешествовать, как из одной комнаты в другую, так и у меня только и езды, что с печи да на лавку... Известно мне от учения Святых отец, что всякое искушение и болезнь, яко врачевство, от Бога попускается нам для исцеления немоществующей души нашей, ибо чрез злострадание телесное дарует Господь и прежде бывших и настоящих грехов оставление, и от будущих зол возбранение. А посему Господа Бога, яко богатого в милости к нам, и всем полезная устрояющего, одолжены мы от всея души благодарить, что удостоил нас в числе хворых быть, а не роптать... Потому и я с помощию Божиею стараюсь болезнь свою сносить благодушно. Если иногда разболится нога моя, то терплю равнодушно, если, когда оскудеет врачевство, то сношу без смущения. Если не в силах бываю сидеть, то лежу; а когда и от лежанья устают бока, то без досады встаю. Если встретится какое неудовольствие, то без огорчения стараюсь сносить за то, что и сам нередко других огорчал, и ведением, и неведением. Пищу употребляю не такую, какую хочется, а какую подадут, хотя бы и не по вкусу; и за все случающееся благодарю Бога, но более за то, что не лишил меня возможности читать книги, и отчасти приносить Ему недостойное моление мое. Никогда не имел я столько времени к чтению душеполезных книг, как ныне в болезни моей долговременной, а потому и недоумею, что воздам Господеви моему о всех, яже воздаде ми!.. Вот состояние духа моего в болезни я пред Вами не скрыл…»

В болезни старец Антоний советовал обращаться к Богу с такой молитвой: «Господи, Ты сам веси что мне полезнее, аз на Тя, Господа моего надеюся, и Твоей воле святой себе вручаю: твори со мною еже хощеши. Аще отвергши мне двери милосердия Своего, то буду я здрав; если же угодно Тебе, да долее пию судеб Твоих пелынь на прогнание греховного во мне вреда, буди благословен! Обаче не моя, но Твоя да будет воля. Точию даруй ми помощь в печали моей, и буди прибежище от скорби обдержащия мя; и якоже Сам Ты искушен был еси, сице и мне во всех моих болезнях, бедах, скорбях, печалех, искушениях и нуждах душевных и телесных даруй скорую Твою помощь и терпение великодушное со благодарением!»

Старцы принимали болезни как испытания, посланные им для духовной пользы, ради очищения от грехов.

Однажды старца Антония посетил философ Иван Васильевич Киреевский, который, видя страдания старца, сказал:

– Вот, батюшка, на вас сбывается слово Писания, что многи скорби праведным: какой тяжкий крест возложил на вас Господь!

– То-то и есть, – отвечал старец, что праведным скорби, а у меня-то все раны, как и св. пророк Давид говорит: многи раны грешному.

Когда болезнь усиливалась, старец Антоний вспоминал праведного Иова, и во утешение и подкрепление себе и другим говаривал, что все его страдания не стоят и одного вздоха сего многострадального ветхозаветного мученика.

В одном из писем старец Антоний, утешая болезнующего, писал: «Сердечно сожалею о разных искушениях, случившихся с вами, а между тем и позавидовал я вам о том, сколь крепко любит вас Господь. Ибо за каждый толчок, за каждый болезненный вздох, сколь много готовит вам наград и неотъемлемых утешений!»

В.В. Каширина