Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Весь­ма спа­си­тель­но пи­тать свою ду­шу Нет­лен­ным и Свя­тым Хле­бом. Ес­ли бы слу­чи­лось че­ло­ве­ку в тот день уме­реть, в ко­то­рый он при­об­щал­ся Свя­тых Та­ин, то ду­шу его при­ем­лют свя­тые Ан­ге­лы на ру­ки свои, чес­ти ра­ди при­об­ще­ния, и все воз­душ­ные мы­та­р­ства без­бед­но про­хо­дит.

преп. Антоний

В Та­ин­стве по­ка­я­ния, или, что то же, ис­по­ве­ди, раз­ры­ва­ют­ся век­се­ля, т.е. унич­то­жа­ет­ся ру­ко­пи­са­ние на­ших сог­ре­ше­ний, а при­ча­ще­ние ис­тин­но­го Те­ла и Кро­ви Хрис­то­вых да­ет нам си­лы пе­ре­рож­дать­ся ду­хов­но.

преп. Варсонофий

Пос­ле при­об­ще­ния на­до про­сить Гос­по­да, что­бы Дар сох­ра­нить дос­той­но и что­бы по­дал Гос­подь по­мощь не возв­ра­щать­ся на­зад, т.е. на преж­ние гре­хи.

преп. Амвросий

«Будьте как дети» К дню памяти преподобного Амвросия Оптинского

Автор жизнеописания преподобного старца Амвросия архимандрит Агапит (Беловидов) отмечал, что «плодом, или венцом всех добродетелей старца Амвросия, приобретенных им чрез исполнение заповедей Евангельских, является любовь к Богу и ближним».

При поступлении в обитель старец Амвросий стал учеником опытных духовных наставником – преподобных Льва и Макария, а потом, пройдя школу монашеской жизни, стал их преемником в старческом служении. По благословению архипастыря о. Амвросий с 1846 года в возрасте 34-х лет стал помогать преподобному Макарию в духовничестве, а с 1860 года сам стал духовником.

Благодаря живому природному характеру и приобретенной духовной опытности, преподобный Амвросий хорошо разбирался в процессах воспитания и образования, умел находить общий язык с детьми и их родителями.

Учащим старец советовал иметь попечение не только об образовании, но прежде всего – о нравственном, христианском воспитании.

Основываясь на словах Св. Писания «сын ненаказанный – скорбь отцу и печаль матери (см.: Притч. 17, 25)», т.е. сын, не наставленный в страхе Божием и законе Господнем, старец писал: «В настоящее время многие родители детей своих учат многому, часто ненужному и неполезному, но не радят о том, чтобы наставлять детей страху Божию и исполнению заповедей Божиих и соблюдению постановлений Единой Соборной Апостольской Церкви, отчего дети большей частью бывают непокорны и непочтительны к родителям и для себя и для отечества непотребны, иногда и зловредны».

При этом старец отмечал, что процесс воспитания и образования – двусторонний: «Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа: аще не будете яко дети, не внидите в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). А святой апостол Павел протолковал это так: не дети бывайте умы: но злобою младенчествуйте, умы же совершени бывайте» (1 Кор. 14, 20) [2, ч. 1, с. 196].

Детство, как отмечал старец Амвросий, – это период формирования христианских основ, в это время в душу человека всеваются «семена страха Божия и христианской жизни». Поэтому, по мнению старца, важным элементом воспитания становятся жития святых, старец советует «прежде всего занимать юный ум Священной историей и чтением житий святых, по выбору, незаметно насевая в нем семена страха Божия и христианской жизни; и особенно нужно, с помощью Божией, суметь ему внушить, как важно хранение заповедей Божиих, и какие бедственные последствия бывают от нарушения оных».

В детстве стоит заучивать наизусть молитвы, Символ веры, псалмы 90-1 и 26-й, «главное, чтобы ребенок был занят по силам и направлен к страху Божию. От этого все доброе и хорошее, как и напротив, праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиной всех зол и несчастий. Без внушения страха Божия, чем детей ни занимай, — не принесет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. При внушении же страха Божия всякое занятие хорошо и полезно».

Период юношества связан с большими искушениями. И здесь от самого молодого человека требуется внутреннее трезвение и собранность, «должно себя обучать и вразумлять хранением очей, обузданием языка и вообще благонравным и скромным поведением и обращением с другими, отражая от себя даже помыслы противозаконные и Богопротивные, потому что люди смотрят только на лицо, Бог же взирает на сердце; и от Него зависит наша участь, как в настоящей, так и в будущей жизни».

Поучения старца не были сухими и нравоучительными, а отличались живостью и меткостью слова.

«Если же только хорошо учиться, да и при этом нерассудно гордиться, — дело никуда не годится. Одно хорошее учение, без смирения, точно на одной ноге хождение. Хотя хромые ходят и на одной ноге с помощью костыля, да какое уж тут и хождение; мало того, что с большой нуждой ходят, но часто и претыкаются, и восприемлют нередко болезненные язвы. Кто желает быть всегда мирен и спокоен душой, тот всячески должен смиряться. Без смирения невозможно иметь успокоения»; «Что вы благое посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания».

Наставления преподобного Амвросия, основанные на глубоком знании человеческого сердца и большом духовном опыте, имеют важное значение для христианского воспитания детей.

В.В. Каширина