Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Сму­ще­ние, ка­кое бы оно ни бы­ло, есть приз­нак тай­ной гор­дос­ти и до­ка­зы­ва­ет не­о­пыт­ность и не­ис­ку­с­ство че­ло­ве­ка в про­хож­де­нии сво­е­го де­ла.

преп. Амвросий

Ви­дя свое ма­ло­ду­шие, поз­най­те и то, от­ку­да оное про­ис­хо­дит: оче­вид­но, от са­мо­лю­бия, ко­то­рое не мо­жет нес­ти ос­ко­рб­ле­ния – сму­ща­ет­ся.

преп. Макарий

По­су­ди­те, ка­кая поль­за от сму­ще­ния пос­ле ка­ко­го-ли­бо по­по­лз­но­ве­ния? Не луч­ше ли сми­рить се­бя и при­но­сить рас­ка­я­ние? Здесь рож­да­ет­ся спо­кой­ствие, а там ли­ша­ют­ся оно­го.

преп. Макарий

Храм в честь святителя Игнатия (Брянчанинова) и собора преподобных оптинских старцев во Ржеве

Лето – это наилучшее время для паломнических путешествий по России, знакомства со святыми местами, которых очень много на нашей земле.

В этом году нам удалось посетить родину святителя Николая Японского в селении Березы, которое находится в живописном месте около Ржева. Помолившись в храме, освященном в честь святого и побывав на месте его рождения, на обратном пути во Ржеве нас ожидали другие встречи со святынями. Мы посетили Оковецкий кафедральный собор, храм Вознесения Господня. Церковь новомучеников и исповедников Российских, церковь в честь великомученицы Варвары и храм, освященный в честь святителя Игнатия (Брянчанинова) и собора преподобных Оптинских старцев.

До революции на месте, где сейчас высится храм в честь святителя Игнатия (Брянчанинова) и собора преподобных Оптинских старцев, располагалось Всехсвятском кладбище, на котором в 1875 году была освящена каменная церковь в честь великомученицы Варвары, разрушенная в советское время. В 2004 году на этом месте была построена деревянная церковь в честь святой Варвары.

Однако достаточно скоро небольшой храм не стал вмещать богомольцев, которые собирались на церковные службы. По благословению епископа Ржевского и Торопецкого Адриана, при попечении настоятеля храма благочинного города Ржева протоиерея Владимира Евстигнеева и при помощи благотворителей и жертвователей в 2015–2017 годах рядом с небольшой деревянной церковью в честь великомученицы Варвары был построен большой деревянный храм в честь святителя Игнатия (Брянчанинова) и собора преподобных Оптинских старцев.

Авторами проекта являются московские архитекторы Мария Солдатова и Мария Рыцарева. Шатровый храм построен в древнерусском стиле из вологодских деревьев, привезенных с родины святителя Игнатия. Как утверждают специалисты, древесина из этих мест отличается высокой плотность и прочностью.

Обращаясь к прихожанам после чина закладки храма епископ Ржевский и Торопецкий Адриан сказал: «Сегодня мы заложили основание храма в честь великого подвижника Церкви Христовой святителя Игнатия (Брянчанинова) и оптинских старцев. Возможно, это последние великие люди, которые силой божественной благодати сумели показать нам на своем примере какой красивой может стать человеческая душа. Молитва, пост, утеснение своего тела, возвышенный дух приводят человека к Богу. Теперь у ржевитян будет возможность возносить здесь свои молитвы, освящая себя, свое семейство, и все пространство нашего богоспасаемого града. Любите свой храм, посещайте его! Старайтесь, чтобы не только внешний храм был благолепный, но и храм нашей души».

Первое богослужение в новом храме прошло на Пасху 2017 года. Храм является одним из красивейших памятников во Ржеве, выполненных в традициях древнерусского зодчества. Величественный шатровый храм отличается неповторимой торжественностью и гармонией. Высокий купол, вместительное внутреннее пространство, большие диаметральные деревянные срезы, вписанные в интерьер, создают ощущение легкости и в то же время основательности.

Посвящение храме святителю Игнатию и преподобным оптинским старцам неслучайно. Из жития святителя Игнатия известно, что его первым духовным наставником был преподобный Лев Оптинский, с которым он познакомился в 1826 году, будучи студентом Инженерного училища в Санкт-Петербурге. Своему другу Чихачёву будущий святитель сказал: «Сердце вырвал у меня отец Леонид; теперь решено: прошусь в отставку от службы и последую старцу; ему предамся всею душою и буду искать единственно спасения души в уединении». В 1827 году он поступил в Александро-Свирский монастырь, в 1829 году вместе со старцем Львом последовал в Площанскую пустынь, где познакомился со старцем Макарием (Ивановым), а весной 1829 году поступил в скит Оптиной пустыни.

Спустя годы, будучи настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом, архимандрит Игнатий имел желание уйти на покой и поселиться в скиту Оптиной пустыни. Об этом в январе 1856 году он писал преподобному Макарию Оптинскому: «Прошу Ваших св. молитв, чтобы милосердный Господь даровал и мне исторгнуться из челюстей мира и присоединиться к Вашему Богоспасаемому стаду, если есть на то Его святая воля. Что же касается до меня, то самый опыт и убогое мое суждение убеждают меня постоянно в величайшей пользе и даже необходимости удаления из здешнего шумного места, которое и в нравственном, и в вещественном отношении – точно село при пути. Всё иноческое уничтожается здесь рассеянностию, все посевы отаптываются мимоходящими».

В мае–июне 1856 года архимандрит Игнатий гостил в Оптиной. 12 июня 1856 года он написал обширное письмо Н.Н. Муравьеву-Карскому (1794–1866 гг.), в котором признавался: «Оптина пустыня есть один из многолюднейших Российских монастырей по количеству братий и, конечно, первый монастырь в России по нравственному качеству братий; особливо это достоинство принадлежит скиту ее, в котором живет много дворян. Некоторые из них очень образованны, знакомы с новейшими и древнейшими языками, занимаются духовною литературою, преимущественно же переводами самых глубоких сочинений святых Отцов. Духовным назиданием братства занимается так именуемый старец их иеромонах Макарий, 68-ми лет, из дворян, с юности монах, обогащенный духовным чтением и духовными опытами; он живет в скиту; ему обязана Оптина Пустыня своим нравственным благосостоянием. Много монахов из других монастырей, много монахинь, множество мирских людей, удрученных скорбями и нуждающихся в наставлении, стекается в Оптину пустыню к Отцу Макарию за спасительным советом и словом утешения. Его непринужденность, простота, откровенность совсем противоположны той натянутой и жесткой святости, за которою ухаживают различные графини и княгини. Скитская семья иноков подобна, в религиозном отношении, корням дерева, трудящимся в мраке неизвестности и добывающим, однако, для дерева необходимые жизненные соки. На заглавных листах трудов скитян нет имени автора; оно заменено скромною строкою: издание Оптиной пустыни. В самом монастыре устав общежительный, то есть общая трапеза, общая одежда, общая библиотека, церковная служба ежедневная и продолжительная, общие и специальные труды. В скиту служба церковная отправляется дважды в неделю, в субботу и воскресение; в прочие дни недели производится денно-нощное чтение псалтыри братиею поочередно; трудятся братия по кельям, но труды их преимущественно умственные. Женскому полу воспрещен вход в скит; да и из скитской братии кто нуждается выйти из скита каждый раз должен просить на то благословения у старца; монастырской братии предоставлен вход в скит во всякое время дня для удовлетворения их духовных нужд».

По признанию святителя, «в скиту я нахожу свой род занятий, свой род мыслей; в скиту я вижу людей, живущих в точном смысле для человечества в духовном, высоком его назначении; вижу людей, с которыми могу делиться мыслями, ощущениями, пред которыми могу изливать мою душу».

Желание святителя Игнатия поселиться в скиту Оптиной пустыни не осуществилось, он был призван на другое церковное служение. Однако духовная близость к традиции оптинского старчества заметна во многих его сочинениях. По свидетельству И.К. Смолича, «Духовный облик епископа Игнатия Брянчанинова характерен для тех русских архиереев синодальной эпохи, которые черпали здоровые силы из аскетического предания Восточной Церкви и сохраняли связь со здоровой частью русского монашества. Они не только сами были примером христианского аскетического делания, но и способствовали возрождению монашества. Своими трудами, своими сочинениями они способствовали тому, что отдельные иноки и даже целые монастыри выступали на правильный аскетический путь, тому, что многие недостатки были устранены из монастырского быта».

Храм в честь святителя Игнатия (Брянчанинова) и собора преподобных оптинских старцев находится по адресу: город Ржев, ул. Краностроителей, 5 а.

Недалеко от нового храма находился ныне разрушенный Успенский кафедральный собор, где служил и у стен которого в 1857 году был погребен протоирей Матфей Константиновский, духовник Н.В. Гоголя. Писатель трижды посещал Оптину пустынь: в июне 1850 года и в июне и сентябре 1851 года. В письме к графу А.П. Толстому Н.В. Гоголь отмечал: «Я заезжал на дороге в Оптинскую пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать видимо там присутствует. Это слышится в самом наружном служении, хотя и не можем объяснить себе, почему. Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное»…

В.В. Каширина