Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не на­до уны­вать. Пусть уны­ва­ют те, ко­то­рые не ве­ру­ют в Бо­га, для них, ко­неч­но, скорбь тя­же­ла, так как кро­ме зем­ных удо­воль­ствий они ни­че­го не име­ют, но лю­дям ве­ру­ю­щим не долж­но уны­вать, так как скор­бя­ми они по­лу­ча­ют пра­во на сы­но­в­ство, без ко­то­ро­го нель­зя вой­ти в Царствие Не­бес­ное.

преп. Варсонофий

Си­ла стра­да­ний не в ве­ли­чи­не са­мих стра­да­ний, а в том, как че­ло­век пе­ре­но­сит эти стра­да­ния. Иног­да по ви­ди­мо­му нич­тож­ные обс­то­я­тель­ства при­чи­ня­ют че­ло­ве­ку ве­ли­чай­шее го­ре. На­до со­чу­в­ство­вать. И один и тот же факт по ви­ди­мос­ти раз­ным лю­дям при­чи­ня­ет стра­да­ния в раз­ной сте­пе­ни. Это за­ви­сит от то­го, как че­ло­век при­ни­ма­ет их.

преп. Никон

Неп­рес­тан­ные скор­би, по­сы­ла­е­мые Бо­гом че­ло­ве­ку, суть приз­нак осо­бо­го Бо­жия про­мыш­ле­ния о че­ло­ве­ке. Смысл скор­бей мно­го­раз­ли­чен: они по­сы­ла­ют­ся или для пре­се­че­ния зла, или для вра­зум­ле­ния, или для боль­шей сла­вы. Нап­ри­мер, за­бо­лел че­ло­век и скор­бит об этом, а меж­ду тем этою бо­лезнью он из­бав­ля­ет­ся от боль­ше­го зла, ко­то­рое он на­ме­ре­вал­ся сде­лать.

преп. Варсонофий

Благочинный иеромонах Илиодор (Головин)

В Рождество Христово 1908 года в «Летописи Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни» была сделана следующая запись: «По случаю торжественного праздника Рождества Христова скитяне присутствовали в монастыре за утреней и литургией и там же трапезовали. Сего же числа пред вечерней в монастыре внезапно скончался благочинный иеромонах Илиодор».

В монастырских документах о почившем сохранилось не так много сведений. Известно, что иеромонах Илиодор, в миру Иван Михайлович Головин, происходил из государственных крестьян Ливенского уезда Орловской губернии. В Оптину пустынь поступил 1 ноября 1870 года в возрасте 22-х лет. 8 мая 1883 года был пострижен в монашество. 15 октября 1891 года рукоположен во иеродиакона. 24 сентября 1895 года — во иеромонаха. 1 октября 1899 года был награжден набедренником

Проходил послушание на клиросе, в хлебне, нес чередное служение, был благочинным обители.

О его последних днях написал духовный писатель Сергей Александрович Нилус в книге «На берегу Божией реки», которая была составлена в обители на основе монастырского архива и личных впечатлений.

За день до смерти в тонком полусне о. Илиодор увидал скончавшегося в июне 1908 года иеромонаха Савву (Кудрявцева), бывшего одним из трех духовников Оптиной пустыни.

«Отец Савва явился ему благодушный и радостный.
— А что, брат, — спросил его отец Илиодор, — страшно тебе, небось, было, когда душа разлучалась с телом?
— Да, — ответил отец Савва, — было боязно; ну, а теперь, слава Богу, совсем хорошо!

Вслед за отцом Саввой, в том же видении, явился сперва почивший оптинский архимандрит Исаакий (Антимонов), и за отцом Исаакием — его преемник, тоже умерший, архимандрит Досифей (Силаев). Отец Исаакий подошел к отцу Илиодору и дал ему в руку серебряный рубль, а отец Досифей — два.
— Неспроста мне это было, — говорил накануне своей смерти отец Илиодор, рассказывая свои сны одному монаху, — я, брат, должно быть, скоро умру.

В день смерти отец Илнодор был послан за послушание служить в одно село литургию; накануне у своего духовника, как служащий, исповедовался, а за литургией совершил Таинство и причастился.

Вернувшись в тот же день домой, отец Илиодор, по случаю великого праздника, был на так называемом “общем чае” у настоятеля, со всеми крайне был приветлив, более даже, как замечено, обыкновенного, и оттуда со всеми иеромонахами пошел в скит к старцам славить Христа. В это время мы с женой выходили от старцев и у самых скитских святых ворот встретили и его, и все оптинское иеромонашеское воинство. Отец Илиодор шел несколько позади и мне показался в лице чересчур красным.
— Вот, жарко что-то! — сказал он мне при встрече и засмеялся. На дворе стояли рождественские морозы.

Это была последняя моя с ним встреча в этом мире. Говорил мне после старец отец Варсонофий:
— У меня с отцом Илиодором никогда не было близких отношений, и все наше с ним общение, обычно, ограничивалось сухой официальностью и то только по делу. В день же его смерти, после славления, я, — не знаю почему, — обратился, вдруг, к нему с таким вопросом:
— А что, брат, приготовил ли ты себе что на путь? — Вопрос был так неожидан и для меня, и для него, что отец Илиодор даже смутился и не знал, что ответить. Я же захватил с подноса леденцов — праздничное монашеское утешение — и сунул ему в руку со словами:
— Это тебе на дорогу!

И подумайте, — какая вышла ему дорога!»

О том, что следует готовиться к встрече с Вечностью, преподобный Варсонифий Оптинский говорил своим ученикам:
— Старайтесь быть всегда готовыми к смерти, ибо смерть близка и к старым, и к молодым, и к монахам, и к мирянам одинаково. Часто она приходит внезапно и неожиданно. Пусть каждый подумает, что будет с его душой.

И в другой беседе старец Варсонофий добавил:
— Какие чувства насадит в себе человек при жизни, с тем и отойдет в Жизнь Вечную.

Иеромонах Илиодор, почивший в праздник Рождества Христова 115 лет назад, был погребен к югу-востоку от Введенского собора, на его могиле был установлен мраморный памятник, который восстановлен в современной Оптиной пустыни.

Вечная и благая память!