Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Юно­го бра­та нап­рав­ляй ис­кус­нень­ко, преж­де мо­лит­вою о нем, а по­том и со­ве­том крат­ким, воз­ла­гая все на Гос­по­да, яко от То­го исп­рав­ля­ют­ся сто­пы че­ло­ве­ку. Блю­ди и се­бя отов­сю­ду.

преп. Моисей

Ес­ли де­ла­ешь доб­ро, то долж­но его де­лать толь­ко лишь для Бо­га. По­че­му на неб­ла­го­дар­ность лю­дей и не долж­но об­ра­щать ни­ка­ко­го вни­ма­ния.– Наг­ра­ду ожи­дай не здесь, а от Гос­по­да на не­бе­сех, а ес­ли ждешь здесь, то нап­рас­но и ли­ше­ние тер­пишь.

преп. Амвросий

Ху­лой на Ду­ха Свя­та­го неп­рос­ти­тель­ной и ве­ду­щей к по­ги­бе­ли на­зы­ва­ет­ся упор­ное не­ве­рие и от­ри­ца­ние бы­тия Бо­жия, нес­мот­ря на во­очию со­вер­ша­ю­щи­е­ся чу­де­са, нес­мот­ря на мно­же­ст­во фак­тов, не­оп­ро­вер­жи­мо до­ка­зы­ва­ю­щих су­ще­ст­во­ва­ние Бо­га. Упор­ное от­ри­ца­ние и не­ве­рие яв­ля­ют­ся ху­лой на Ду­ха Бо­жия, не про­ща­ет­ся ни в сем ве­ке, ни в бу­ду­щем, и че­ло­век, умер­ший не по­ка­яв­шись в сво­ем не­ве­рии, по­гиб.

преп. Варсонофий

Икона Святой Троицы из Иерусалима
Страницы истории возрождения Оптиной пустыни

События тридцатипятилетней давности, когда начала возрождаться современная Оптина пустынь, уже стали историей.

В первые годы возрождения обители необходимо было решать одновременно много различных задач – организовывать богослужебную и духовную жизнь, заниматься строительством и устройством бытовых вопросов. В это время многие люди откликнулись и стали помогать монастырю. Среди важных страниц истории обители – возвращение старых и передача новых святынь монастырю.

О том, как в 1989 году в Оптину пустынь из Архива внешней политики России Министерства иностранных дел была передана икона Святой Троицы, написанная в Иерусалиме в начале XX века, рассказывалось в статье М. Николаева, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии» (1989. № 6. С. 11–12).

Наместник обители архимандрит Евлогий в то время рассказывал, как происходит восстановления монастыря и о братии обители: «Оживленные работы в обители начались с мая 1988 года. Но сделать удалось уже много. Восстанавливали и капитально ремонтировали сразу несколько зданий, включая башни и монастырские стены. Особенно стремились привести в порядок Введенский собор и начать в нем службу. Отремонтировали его фасады, покрыли медью пять куполов, укрепили фундаменты, расчистили внутри живопись и подвесили шесть паникадил. Пять крестов на куполах собора загорелись золотом. И вот в новую летопись Оптиной пустыни вошла дата – 3 июля 1988 года. В этот день совершен молебен и освящен храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Так начались ежедневные богослужения в обители. А когда 6 июня на Поместном Соборе проходила канонизация девяти подвижников благочестия, в числе которых иеросхимонах Амвросий, то у нас совершалась последняя панихида по почившему оптинскому старцу. А сколько уже приезжает к нам и со всех концов Отечества нашего и из зарубежа! 19 июня впервые богослужение совершилось архиерейским чином. Скромная монастырская звонница (будем восстанавливать прежнюю колокольню) возвестила о начале службы, которую возглавил член Священного Синода митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир. Уже начались в обители рукоположения и пострижения в монашество.

Число насельников уже доходит до 25. У них разные послушания. Но, конечно, строительные работы и реставрацию проводят специалисты. Приходят и простые люди, помогают им, причем бескорыстно. Начались пожертвования. Появились святыни, которых не было в монастыре. Митрополит Владимир передал мощевик из камня Синайской горы с изображением Неопалимой Купины, в котором покоятся частицы мощей святой великомученицы Екатерины и преподобного Саввы Освященного».

Осенью 1989 года в Архиве внешней политики России Министерства иностранных дел архимандриту Евлогию была передана икона Святой Троицы, написанная в Иерусалиме.

На оборотной стороне иконы была рукописная запись чернилами: «Сия икона Святой Троицы написана на священном древе Дуба Мамврийского и освящена на Живоносном Гробе Господнем. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Леонид. 22 дня июня 1908 года».

Удостоверяет запись печать красного сургуча. В тиснении – изображение православного храма и слова: «Русская духовная миссия».

Эти записи относят нас к событиям, связанным с русским духовным присутствием на Святой Земле. Русская духовная миссия в Иерусалиме была учреждена в 1847 году. Среди начальников миссии – архимандрит Порфирий (Успенский): 1847–1854 гг.; архимандрит Кирилл (Наумов): 1857–1863 гг.; архимандрит Леонид (Кавелин): 1863–1865 гг.; архимандрит Антонин (Капустин): 1865–1894 гг.; архимандрит Леонид (Сенцов): 1903–1918 гг. и др.

Участок в Хевроне с дубом Мамврийским, или Дубом Авраама, где, согласно Священному Писанию, Авраам принимал Бога: «явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного» (Быт. 18, 1), – был приобретен Русской духовной миссией при архимандрите Антонии (Капустине). Это место находится на западном берегу реки Иордан.

По указанию архимандрита Леонида (Сенцова) часть священного древа была спилена, так как от древности местами оно стало болеть и обламываться. Из полученных таким образом отпиленных частей склеивались доски и на них писались иконы, чаще всего с изображением Святой Троицы. В Иерусалиме они дарились именитым паломникам и благотворителям. Одна из таких икон попала в Архив внешней политики России.

При передаче священного образа архимандрит Евлогий заметил: «Мне совсем недавно посчастливилось быть в Иерусалиме. Многие места его и окрестности напоминают там о присутствии русских. Подходил и поклонялся я сохранившемуся дубу в Хевроне. Дерево толстое, не обхватить, листва шумит на нем. Икона же для нас – это такая святыня, что и слов не нахожу. Она достойное место займет в Оптиной пустыни».

В.В. Каширина