Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не жди­те от мо­лит­вы од­них вос­тор­гов, не уны­вай­те, ког­да не ощу­ти­те ра­дос­ти. Ведь и так бы­ва­ет, что сто­ишь, сто­ишь в церк­ви, а буд­то внут­ри не серд­це, а так, де­ре­вяш­ка, да де­ре­вяш­ка-то не­ост­ру­ган­ная... Ну что ж, и за это, т.е. за де­ре­вяш­ку, спа­си Гос­по­ди. Зна­чит, на­до так бы­ло. Ведь иная ду­ша, пе­ре­жив вы­со­кие вос­тор­ги, и во­зом­нить о се­бе мо­жет, а та­кое сос­то­я­ние „ока­ме­нен­но­го не­чу­в­ствия" сми­ря­ет ее.

преп. Варсонофий

Мы са­ми по се­бе, без Бо­же­ст­вен­ной по­мо­щи, и по­мо­лить­ся-то не в сос­то­я­нии: не мо­жем мы мо­лить­ся как сле­ду­ет и не зна­ем, как и о чем мо­лить­ся.

преп. Никон

На­до вни­ма­тель­но сло­ва мо­лит­вы про­из­но­сить, в смысл вни­кать, а не стре­мить­ся к слиш­ком вы­со­ко­му. Ведь ес­ли мы неп­ра­виль­но чи­та­ем, не вни­ма­ем чи­та­е­мо­му, то этим уте­ша­ем бе­сов.

преп. Никон

Как избавиться от рассеяния при молитве?
К дню памяти преподобного Льва Оптинского

Основатель Оптинского старчества старец Лев открыл перед многочисленными учениками внутреннюю, сокровенную сторону христианской и монашеской жизни, которая заключается прежде всего в преображении своей внутренней жизни в соответствии с учением Церкви.

Ученик старца Льва и его преемник в старческом служении преподобный Макарий вспоминал о том, с каким вниманием старец Лев относился к тем, кто приходил к нему на исповедь и открывал свои немощи: «Всякий был принимаем им с сердобольным отеческим расположением и любовию, раскрывал пред ним душевные свои скорби и раны и почерпал в беседе его утешение и исцеление; а многие и телесными болезнями одержимые, и даже бесноватые, получали облегчение чтением от него молитвы и помазанием елея от лампады, горевшей пред иконой Божией Матери; почти никто не отходил от него не быв утешен духовно или телесно. Такое благотворное действование старца как на братию, так и на приходящих много способствовало к благоустройству самой обители, внутреннему и внешнему; под сень ее из разных мест стекалось множество братий, искавших душевного спасения и видевших мудрое управление, стройное благочиние и духовное назидание под руководством преподобного Леонида и благорассудительного настоятеля, который, зная искусство старца в духовной жизни, приходящих на жительство в обитель поручал ему как духовному наставнику в окормление по наставлению св. Отцов. Одаренный духовным рассуждением и имея острую память и дар слова, о. Леонид всякому делал приличные наставления от Св. Писания и отеческих учений, глубоко вкоренившихся в чистоте его ума и памяти. Перед народом же любил скрывать высокое устроение своего духа под крайней простотою слова; речь его отличалась особенным своеобразным соединением духовной силы Писания и яркой выразительности народного русского языка».

По замечанию Четверикова, «русское старчество, как и русское монашество, есть в высшей степени самобытное и своеобразное явление русской церковно-народной жизни, тесно спаянное с духом и преданиями древнего Православия».

Основой старческого служения отца Льва стало жертвенное служение братии и богомольцам, укоренение в обители монашеской традиции исповедания помыслов. О том, насколько благотворным было влияние о. Льва на весь строй монашеской жизни в Оптиной пустыни, свидетельствует жизнеописание старца: «Весь внутренний строй монастырской жизни стал изменяться. Ничего важного в монастыре не предпринималось и не делалось без благословения старца. К его келье ежедневно, особенно в вечерние часы, стекались вместе со скитскими и монастырские братия с душевными своими потребностями. Каждый спешил покаяться перед старцем, в чем согрешил в продолжении дня делом, словом или помышлением, просить его совета и разрешения во встретившихся недоумениях, утешения в постигшей скорби, помощи и подкрепления во внутренней борьбе со страстями и с невидимыми врагами нашего спасения».

Несмотря на то, что о. Лев был постоянно с людьми, внутренняя его жизнь оставалась сокровенной. Не раз его ближайшие ученики видели его настолько погруженным в молитву, что он совсем забывал об окружающем. Несмотря на твердость и прямоту характера, старец никогда не был нетерпеливым, гневающимся и раздражительным, напротив, он всегда сохранял спокойствие и радость о Христе. Его наставник называл его смиренным львом.

Сам старец Лев говаривал о своем духовном служении: «Я живу и хожу пред Богом моим, живу для ближних моих, откинув всякое лицемерие и страх мирского суда; я не боюсь никого, кроме Бога. Когда совесть моя мирна, сердце весело играет, как у младенца; когда вся жизнь моя была одним днем служения Богу, моему старцу и детям моим о Христе, то чего мне бояться?»

Внутреннее высокое устроение самого старца раскрывалось в его советах, исполненных духовной опытности.

В одном письме ему жаловались на оставление молитвы. Старец отвечал: «Пишете вы, что молитва Иисусова вас оставила почти совершенно; а кажется, вы ее оставили; она же нимало не причиною. Старайтесь сколько можно заниматься оною устно. Хотя и в служении; ибо Господь дарует молитву молящемуся; но смущаться также недолжно за нестяжание сего священного дара. Взгляните на свое рассеянное устроение и нравственность; мир и суета его помрачняют свет ума; а вы с сим связаны крепкими узами. При лишении же сего многожелаемого дара молитвы, обратитесь к тем средствам, которыми можем доказать любовь Божию – к исполнению святых Его евангельских заповедей. Любяй Мя заповеди Моя соблюдает [1], в числе коих найдете и смирение! без коего ни одна добродетель не может быть благоприятна Богу».

Чтобы сосредоточиться и сохранить молитвенное расположение, старец советовал: «…теперь вам нужно несколько себя поограничить от выходов излишних, кроме самых необходимых, и побезмолвствуй, понудься потворить молитву и почитай книги жития святых Отец…»

О молитве старец часто беседовал и со своими близкими учениками. Как-то послушник Павел Тамбовцев спросил старца:

– Каким образом избавиться от рассеяния мысли в молитве?

На что получил такой ответ:

– Моляся устами, молися и умом, т. е. заключай ум в силу слов молитвы.

Если увлечешься размышлением о каком-либо предмете, то, ощутив свою неосмотрительность в том, углуби свое внимание в молитву. Всегда поступай так, и ощутишь пользу. Постоянство ума привлекает особенные действия благодати.


[1] Ср.: Ин. 14, 21.

В.В. Каширина