Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Те, ко­то­рые на нас не­го­ду­ют, они нас на­у­ча­ют лю­бо­му­д­р­ство­вать в ис­пы­та­нии се­бя: точ­но ли мы хрис­ти­а­не? лю­бим ли вра­гов на­ших? — и поз­на­нию в сем на­шей не­мо­щи.

преп. Макарий

Мы во­и­ны ду­хов­ные и име­ем неп­ри­ми­ри­мых вра­гов не­ви­ди­мых, бод­рых, злоб­ных, ста­ра­ю­щих­ся ра­зо­рить град ду­ши на­шей; не долж­но и нам про­дол­жать жизнь на­шу в ле­нос­ти и дре­мо­те гре­хов­ной, но, при­зы­вая в по­мощь Бо­га, про­ти­вос­то­ять вра­гу на­ше­му. Он тог­да толь­ко име­ет си­лу про­тив нас, ког­да мы са­мо­на­де­ян­но и гор­до ду­ма­ем о се­бе, а ес­ли сми­рен­но­муд­ри­ем во вся­ком слу­чае во­дим­ся, то вся си­ла и се­ти вра­жии сок­ру­ша­ют­ся.

преп. Макарий

Глав­ные на­ши вра­ги — бе­сы, ко­то­рые бо­рют нас на­ши­ми страс­тя­ми; на все их коз­ни, стре­лы и сеть глав­ное ору­жие — сми­ре­ние, так как они гор­ды, то и низ­ла­га­ют тех, кои гор­до ду­ма­ют с ни­ми сра­жать­ся, а про­ти­ву сми­ре­ния не мо­гут ус­то­ять.

преп. Макарий

«Кому завидуешь, за того Богу молись»

В «Рассказе блаженной Феодоры о мытарствах» повествуется о тех испытаниях, через которые должна пройти душа человека на пути к Престолу Божиему для частного суда.

Одиннадцатое мытарство гордости чистая душа блаженной Феодоры прошла быстро. Это мытарство, «где надменные и гордые духи испытывают тех, кто тщеславен, много думает о себе и величается; особенно же тщательно здесь испытывают души тех, кто непочтителен к отцу и матери, а также к поставленным от Бога властям: рассматриваются случаи неповиновения им, и прочие дела гордости, и тщеславные слова».

«Каждая страсть есть болезнь души», – учили оптинские старцы.

По слову преподобного Амвросия, зависть «всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастьем, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливой обидой».

Чтобы пояснить эти слова, старец приводил следующий назидательный рассказ.

Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже, сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:

– Просите у меня каждый из вас, что ему угодно, только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.

Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое.

Наконец, царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:

– Государь! Прикажи мне выколоть глаз.

Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание.

Завистливый отвечал:

– Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза».

Свой рассказ старец заканчивал кратким вразумлением: «Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему. Мы здесь выставили самую сильную степень зависти. Но и она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении».

В другой раз старец Амвросий толковал евангельский эпизод об Ироде: «Дряхлый семидесятилетний старик царь Ирод, услышав, что родился Христос, новый царь израильский, уязвился завистью, которая настолько ослепила и ожесточила его сердце, что он решился избить в Вифлеемской области до 14 000 младенцев, чтобы с ними вместе погубить и родившегося Христа. Состарившийся Ирод, ослепленный страстью зависти, не мог рассудить, что ему немного жить, а родившемуся младенцу Христу, чтобы наследовать царство, надобно было сначала прийти в возраст и возмужать; так как не было примера, чтобы родившиеся только младенцы восхищали чье-либо царство. Но завистливый Ирод Христа не убил, а душу свою навеки погубил, и избиенные им младенцы вечно будут блаженствовать в селениях праведных с мучениками, а он должен вечно мучиться в геенне».

Основными средствами борьбы с завистью являются молитва, исповедь и внутреннее бодрствование.

Обращаться за молитвенной помощью к Господу старцы советовали псаломскими словами: От тайн моих очисть меня и от чуждых пощади рабу Твою или раба Твоего (Пс. 18, 13–14).

Старец Амвросий советовал «всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем».

«Кому завидуешь, за того Богу молись!» – наставлял своих чад преподобный Иосиф, ученик старца Амвросия. И далее пояснял: «Зависть из сердца старайся истреблять. Всегда отдавай предпочтение прочим, а себя считай ниже их, то меньше будешь смущаться завистью».

О пагубе зависти для человеческого сердца и души хорошо написал советский поэт А.Д. Дементьев:

Зависть белой не бывает.
Зависть свет в нас убивает.
Ну, а тот, кто ею болен,
— У того душа темна,
И в поступках он не волен,
Ибо всем вершит она.

В.В. Каширина