Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Про­щать нуж­но со мно­гим сми­ре­ни­ем, воз­ла­гая на се­бя ви­ну,– это не­об­хо­ди­мое ус­ло­вие при про­ще­нии обид. Од­ни внеш­ние пок­ло­не­ния и сло­ва не при­ми­ря­ют, не ка­са­ют­ся серд­ца, как пус­той звук.

преп. Никон

Спа­се­ние на­ше, по сло­ву пре­по­доб­но­го Пет­ра Да­мас­ки­на, на­хо­дит­ся меж­ду стра­хом и на­деж­дою, что­бы не иметь са­мо­на­де­ян­нос­ти и не от­ча­и­вать­ся, а с бла­гою на­деж­дою и упо­ва­ни­ем на ми­лость и по­мощь Бо­жию ста­рать­ся про­во­дить жизнь во ис­пол­не­нии за­по­ве­дей Бо­жи­их.

преп. Амвросий

Без зи­мы не бы­ло бы вес­ны, без вес­ны не бы­ло бы ле­та. Так и в жиз­ни ду­хов­ной: нем­нож­ко уте­ше­ния, а за­тем нем­нож­ко пос­кор­беть, и сос­тав­ля­ет­ся так по­ма­лу путь спа­се­ния.

преп. Анатолий

Любимое стихотворение 

 Послушник Николай Беляев (в будущем преподобноисповедник Никон Оптинский) был близким учеником преподобного Варсонофия Оптинского, по благословению которого с 1907 года вел дневник, в который записывал наставления своего старца, духовные размышления, описывал жизнь Оптинского скита.

2 ноября 1908 года Николай Беляев записал: «Я недавно узнал у самого Батюшки, что он писал стихотворения, и они есть в печати листками. Одно из них, “Иисусова молитва”, мне очень понравилось. Другие, которые я читал, не так нравятся мне».

В стихотворении описывался тернистый, но благодатный путь подвижника, опытного делателя Иисусовой молитвы.

Ее начало – тесный путь.
Душе тревожной негде отдохнуть.
Болезни и труды, великие страданья,
Смущений вихрь, презренье, порицанье
Подвижника встречают; видит он,
Как скорби восстают со всех сторон,
И он стоит исполненный сомнений,
Тревожных, тяжких дум, недоумений,
Томлением объятый и тоской.
Неведомы ему ни радость, ни покой,
И помощи не ждет он ниоткуда,
Как только от Спасителя Христа.

Послушник Николай спросил у своего наставника о духовным смысле этого стихотворения Старец Варсонофий ответил:

– Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный. Но не ропщи, ибо всякий, идущий этим путем, испытывает скорби. Раз решился идти этим путем, пошел – то не ропщи: если встретятся трудности, скорби – нужно терпеть... Допустим, нужно пройти Козельск (это, вероятно, Батюшка сказал только так, для примера). Есть два пути: один – лесом, другой – полями. Лесом – сухая дорога, но в обход идет, а полями, хотя и значительно ближе, но встречаются болота. Вы решаетесь идти полями, желая прийти поскорее, но не пеняйте тогда на себя, если придете в Козельск с одной галошей и мокрый. Так и здесь, надо быть готовым на все.

Укрепляя делателя Иисусовой молитвы, автор стихотворения обращается к нему с такими словами:

Мой друг о Господе! Дерзай!
Не прекращай великой, тяжкой битвы
И поле бранное отнюдь не покидай
Не оставляй божественной молитвы!
Пребуди в подвиге до смерти, до конца:
Победа ждет тебя, духовного борца.

Главная цель христианской жизни – это спасение души, подготовка себя к Вечности:

Живи для вечности, для Бога,
Единой истинной и вечной красоты, –
Всю жизнь Ему всецело посвяти.

Старец Варсонофий поделился с учеником и своим личным духовным опытом:

– Здесь нет ничего сочиненного, все это вылилось у меня из сердца. Вам, вероятно, особенно понравился конец... Это состояние – переход к внутренней молитве в сердце – нельзя передать на словах так, как оно есть на самом деле. Его поймет и может понять только тот, кто сам его испытал...

В стихотворении говорится: “И ты увидишь, полный изумления, иной страны сияющую даль...” Да, именно “полный”, то есть все существо человека исполнится изумлением, увидев “иной страны сияющую даль”. Я откровенно говорю вам: так уж я теперь, пожалуй, не напишу...

Многолетний тернистый путь подвижника, со смирением и верой проходившего путь духовного делания, увенчивается неземной радостью, внутри души водворяется рай и блаженство, и искусный делатель молитвы уже на земле становимся сопричастником небесной славы.

В душе твоей свободной от страстей
Исчезнут тяжкие сомненья и тревога,
И свет духовный воссияет в ней, –
Наследнице небесного чертога,
Мир чудный водворится – рай,
И с Господом ее свершится единенье.
Исчезнет без следа твоя печаль,
И ты увидишь, полный изумленья,
Иной страны сияющую даль,
Страны живых, страны обетованья –
Грядущего за подвиг воздаянья,
Желаний твоих край...

Почему из всего поэтического наследия своего наставника молодой послушник выделил стихотворение о молитве Иисусовой? – Потому что по благословению своего наставника тоже встал на путь духовного делания и пытался идти по нему. Впоследствии, научая своих духовных чад, о. Никон неоднократно напоминал, что этот путь следует проходить со смиренным и сокрушенным сердцем: «Молитву Иисусову твори во смирении духа и сердца своего. Хорошо, что ты получаешь утешение от сего делания, но твердо помни, что искать утешений и наслаждений в молитве святыми отцами признается душевредным. Поэтому более приникай к чувствам смирения и покаяния. Тогда не заблудишься на молитвенном пути».

В.В. Каширина