Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ка­кие див­ные сло­ва в Еван­ге­лии... Ка­кую бы ни взять дру­гую кни­гу, да­же са­мо­го луч­ше­го пи­са­те­ля, но ес­ли ее мно­го раз чи­тать, она мо­жет на­до­есть. А Еван­ге­лие – чем боль­ше его чи­та­ешь, тем боль­ше по­лу­ча­ешь уте­ше­ния и вся­ких бла­гих чувств.

преп. Никон

Со­ве­тую по­ча­ще и по­дол­гу чи­тать Еван­ге­лие, осо­бен­но от Ио­ан­на. Чи­тать так, что­бы толь­ко твои уши слы­ша­ли: по­ни­ма­ешь – не по­ни­ма­ешь, чи­тай. Бла­го­дат­ное сло­во еван­гельс­кое силь­но про­го­нять ску­ку и уны­ние и ус­по­ко­ит, толь­ко чи­тай по­боль­ше и по­доль­ше.

преп. Амвросий

За опу­ще­ние и не­ис­пол­не­ние пра­вил мо­на­шес­ких на­ло­жи на се­бя епи­ти­мию вот эту: ни­ко­го не осуж­дай, всех про­щай и счи­тай се­бя худ­шею всех на све­те в ду­ше сво­ей. Вот этим все опу­ще­ния мо­гут быть про­ще­ны и заг­ла­дит­ся мно­же­ст­во гре­хов. Эта лег­кая епи­ти­мия всем на поль­зу.

преп. Иосиф

Любовь к Богу есть верх совершенства

Одной из главных заповедей, данной Иисусом Христом во Святом Евангелии, является заповедь о любви к Богу.

Законник-фарисей спросил Христа:

– Какая первая из всех заповедей?

На что Спаситель ответил:

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 37–40).

Любовь к Богу, по словам преподобного Льва Оптинского, «есть верх совершенства; а путь ко оной есть исполнение заповедей Божиих; от исполнения оных и даруется чувство любви Божией. Господь наш Иисус Христос учил нас чрез апостолов: «Любяй мя заповеди моя соблюдет». Ежели вы будете идти сим путем, то хотя бы вам и казалось, что вы не имеете любви к Богу, смущаться не должно; по мере успеха в исполнении заповедей является в нас и любовь Божия».

В другом письме старец Лев еще раз повторяет: «Любовь Божия состоит в исполнении заповедей Божиих: «любяй мя, заповеди моя соблюдает» (Ин. 14, 21)».

Преподобный Макарий Оптинский свои письма часто заканчивал следующими словами: «…да сохранит Господь сердце наше во смирении и любви к Богу и ближнему».

Оптинские старцы не только указывали на важность хранения евангельских заповедей, но и подробно разъясняли, как достичь этой любви, как укоренить ее в своем сердце.

Как говорил преподобный Варсонофий Оптинский своим ученикам: «по слову Самого Господа, путь к Нему, к Божественной любви один – исполнение заповедей Его, о которых Он, в свою очередь, говорит: «Заповеди Моя не тяжки суть» (Ср.: 1 Ин. 5, 3).

Заповеди эти все знают, каждый день они читаются или поются на Божественной литургии: блажени кротции; блажени милостивии и др. (Мф. 5, 3–12).

Иная скажет:

– Этой заповеди я соблюсти не могу, так как у меня нет средств на милостыню.

Нет, и такая может исполнить заповедь о милости, и она может подать если не материальную, так духовную милостыню. Спросите: как же это? А вот как: тебя оскорбила такая-то или такой-то – прости его, вот и будет духовная милостыня. – Нет, я этого не могу! Разве можно простить такое ужасное оскорбление? Да я как вспомню о нем, так готова растерзать того, кто нанес мне его, а вы говорите:

– Прости.

– Так не можешь простить?

– Не могу!

– А простить-то надо! Сил не хватает? Так проси у Бога. Обратись к Нему и скажи: – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную, и помоги мне простить. Скажи раз, другой, третий...

– И что же будет?

– Сама на опыте узнаешь – простишь обидчика.

Другая говорит:

– Вот та-то пронесла мое имя, яко зло, перед людьми, такого наговорила, чего никогда и не было, проходу мне не дает колкостями и насмешками.

– А ты молчи, не отвечай ничего, потерпи.

– А разве это можно стерпеть?

– Не можешь? Опять обратись к Господу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную, и помоги мне стерпеть». Попробуй так просить и на опыте увидишь, что из этого выйдет. И так во всяком трудном положении обращайся к Господу – и поможет.

Исполняй заповеди Его и проси Его помощи. Беда, если кто понадеется на свои силы и вздумает сам, не прибегая к Божественной помощи, исполнять заповеди, кто вздумает обойтись без смирения. Две добродетели необходимы в деле спасения: одна – любовь, другая смирение. Без этих двух не только умная молитва, но и само спасение невозможно».

В 1921 году, когда по всей стране закрывались храмы и монастыри, когда многие погибали от бедствий гражданской войны и голода, преподобный Нектарий писал о любви Божией:

«Вы хотите научиться любви Божией? Начинайте! Предлагаю Вашему вниманию Отеческое наставление о сем: “Хочешь научиться любви Божией? Удаляйся от всякаго дела, слова, помышления, ощущения, воспрещенных Евангелием. Враждою твоею к греху, столько ненавистному для Всесвятаго Бога, покажи и докажи любовь твою к Богу. Согрешения, в которыя случится впасть по немощи, врачуй немедленно покаянием. Но лучше старайся не допускать к себе и этих согрешений строгою бдительностию над собою”.

Хочешь научиться любви Божией? Тщательно изучай в Евангелии заповедания Господа и старайся исполнить их самим делом, старайся обратить евангельские добродетели в навыки, в качества твои. Свойственно любящему с точностию исполнять волю любимого».

В.В. Каширина