Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Хра­ни со­весть, блю­ди мир, тру­дись по си­лам, мо­лись всег­да: хо­дя, ле­жа, вку­шая, и бу­дешь со вре­ме­нем по­хо­дить на мо­на­хи­ню, и Гос­подь пре­бу­дет с то­бою нав­сег­да.

преп. Анатолий

Мо­на­ше­ст­во са­мо по се­бе име­ет ве­ли­кую важ­ность ду­хов­ную и при­но­сит боль­шую поль­зу ду­шев­ную тем, кто прис­ту­па­ет к оно­му с иск­рен­ним рас­по­ло­же­ни­ем и про­хо­дит оное с прос­то­тою и нез­ло­би­ем во сми­ре­нии.

преп. Амвросий

Ис­тин­ное свя­тое му­же­ст­во всег­да со­е­ди­не­но с чувством глу­бо­ко­го сми­ре­ния. Сми­рен­ный всег­да го­тов все по­тер­петь, и внут­рен­нее, и внеш­нее, счи­тая се­бя дос­той­ным не толь­ко по­сы­ла­е­мых скор­бей, но и еще боль­ших. Сми­рен­но­го расстро­ить, сму­тить нель­зя – он всег­да го­тов ко все­му, так и ска­зал Мо­и­сей Му­рин, ког­да его выг­на­ли из тра­пе­зы: Уго­то­вих­ся и не сму­тих­ся (Пс. 118, 60). Итак, уго­то­вим свои ду­ши и серд­ца сми­ре­ни­ем, и оно нам по­мо­жет в тер­пе­нии вся­ких ис­ку­ше­ний.

преп. Никон

Иноческие и монашеский постриги в монастыре в Великий пост

5 апреля 2023 года в обители произошло знаменательное событие. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, наместник монастыря епископ Иосиф совершил постриг в монашество и рясофор 12 братий.

Постриженные в малую схиму получили имена в честь: прп. Давида Гареджийского, прп. Агапита Печерского, прп. Иосифа Печерского Многоболезненного,  мч. Леонида Коринфского, вмч. Прокопия Кесарийского (Палестинского), прп. Леонтия Печерского, канонарха, в Дальних пещерах, прп. Серапиона Кожеезерского. Постриженные в иночество получили имена в честь: свт. Спиридона Тримифунского, прп. Василиска Сибирского, бесср. Дамиана Римского, свт. Софрония, патриарха Иерусалимского, прп. Мартирия Зеленецкого.

Что значит монашество? – спрашивает старец Макарий. И сам же отвечает: – Совершение христианства, состоящее в исполнении заповедей Божиих, в них же и любовь к Богу заключается. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет (Ин. 14, 23), — сказал Господь. Деланием заповедей человек очищается от страстей, достигает бесстрастия и восходит к духовному умозрению, и все это должно быть растворено смиренномудрием, потому смиренномудрие все сети вражьи сокрушает».

Старцу Макарию вторит преподобный Варсонофий: «Что такое монах? Монах есть исполнитель всех заповедей Божиих. А все заповеди сводятся к двум: 1. Возлюби Бога всем сердцем твоим, всею душою и всею крепостью твоею и 2. Ближнего твоего, яко сам себя. Эти две заповеди совмещают в себе весь закон и заповеди Божий. Ангелы на небесах преуспевают в любви. Вся жизнь монаха должна быть — любовь. Наши великие старцы: Лев, Макарий, Амвросий, Анатолий действительно имели эту любовь».

Но на этом пути, говорят старцы, монах должен пройти огнь искушений и от людей, и от бесов, потому что без искушений человек не может познать себя, не может смириться и обрести духовный разум. И пройти этот скорбный путь монаху помогает Господь. Он дает ему в помощь благодать, чтобы не своими немощными человеческими усилиями, но силой Божией справиться с находящими искушениями.

Преподобный Амвросий называет монашество таинством, подобным крещению, которое покрывает прежние грехи. «Крещаемый прежде крещения не может чувствовать того, что после получает, т. е. силу внутреннюю исполнять заповеди Божии», – отмечает старец. Так и тот, кто хочет посвятить себя Христу, прежде пострижения не может ни познать, ни почувствовать ту помощь Божию, которая ему будет дана.

Даже само облачение новопостриженного монаха предварительно освящается – это уже не та простая одежда, которую человек носит и меняет, как хочет. Подрясник, ряса, мантия, клобук – все это являет собой образ смирения и покаяния. Преподобный Антоний Оптинский говорит, что это «не простое одеяние, но смиренное и святое, а посему и возлагать оное на себя должно, как дар Божий, с благоговением и со благодарением».

Старец Варсонофий Оптинский называл монашество блаженством. «Это блаженство, какое только возможно для человека на земле, – говорил преподобный своим чадам. – Выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ ко внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его».

Пожелаем нашим новопостриженным братиям возрастать от силы в силу в делании заповедей Христовых, в любви и смирении, чтобы обрести в монашестве то самое блаженство, о котором говорит старец, – блаженство жизни в Боге.