Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Свя­тые от­цы во­об­ще хуль­ные мыс­ли по­чи­та­ют не на­ши­ми, а вра­жи­ими при­ло­га­ми, и ког­да мы с ни­ми не сог­ла­ша­ем­ся, но и скор­бим о том, что они к нам на ум ле­зут, то это и есть знак на­шей в оных не­вин­нос­ти. От­нюдь не на­до сму­щать­ся о том, что они при­хо­дят. Ибо ес­ли че­ло­век сму­ща­ет­ся, то враг бо­лее на не­го восс­та­нет, а ког­да не вни­ма­ет оным, ни во что вме­ня­ет и за грех не счи­та­ет, тог­да и по­мыс­лы ис­че­за­ют.

преп. Макарий

Сом­не­ния, все рав­но как блуд­ные по­мыс­лы и ху­лы, на­до пре­зи­рать, не об­ра­щать на них вни­ма­ния. Пре­зи­рай­те их – и враг-ди­а­вол не вы­дер­жит, уй­дет от вас, ибо он горд, не вы­не­сет през­ре­ния. А ес­ли бу­де­те вхо­дить с ни­ми в раз­го­во­ры, ибо все блуд­ные по­мыс­лы, ху­лы и сом­не­ния – не ва­ши, то он за­ки­да­ет вас, за­ва­лит, убь­ет.

преп. Варсонофий

На­до пре­зи­рать сом­не­ния, и ху­лы, и по­мыс­лы блуд­ные, тог­да они вам нис­коль­ко не пов­ре­дят, осо­бен­но ес­ли бу­де­те их отк­ры­вать стар­цу-нас­тав­ни­ку. Но отк­ры­вать их на­до не под­роб­но, ина­че мож­но пов­ре­дить и се­бе и стар­цу. Осо­бен­но блуд­ные по­мыс­лы за­сы­пать, зак­рыть на­до на­ве­сом эту смер­дя­щую яму, а не ко­пать­ся в ней.

преп. Варсонофий

Рождество Пресвятой Богородицы

Оптина пустынь, 2023 г.

В воскресение Евангелие поведало нам, как Христа спросили о наибольшей заповеди. Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего… всем сердцем твоим, всею душою твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь». И сегодняшний праздник является иллюстрацией этой всецелой, всепокоряющей любви к Богу родителей Пречистой Девы Марии.

Протоевангелие Иакова, созданное во 2 веке, рассказывает, что родителями Богоотроковицы Марии были Иоаким и Анна. Очень долгое время оставались бесплодными. Однажды Иоаким принес на праздник свои дары к алтарю Господню, но принимающий дары первосвященник не принял его жертвы. Иоаким и Анна были долгие годы бездетны, а отсутствие потомства было для евреев признаком проклятия от Бога. Если Господь не дал тебе детей – значит ты тайный грешник и дары твои не нужны ни Богу, ни храму. Мы не встречаем в Священном Писании или исторических хрониках описания подобных ситуаций, поэтому, видимо, это был частный поступок первосвященника – запретить принести дар Богу.

Строить предположения можно разные, но Иоаким пошел домой очень опечаленный. Поскольку будущие родители Пресвятой Девы вели непорочную жизнь, он ни в чем не мог укорить себя. Можно даже сказать, он пошел не опечаленный, а просто сраженный в самое сердце.

Мужской характер по преимуществу создан Богом как натура лидера. Это не значит, что мужчине трудно подчинятся, мы знаем многочисленные примеры подчинения множества мужчин в армии. Но все же это как бы подчинение множества лидеров, подчинение «казаков», которые еще не выросли в «атаманов». В волчьей стае это более наглядно: если вожак Акела промахнулся, то на его место тут же встает следующий, более сильный волк. У людей все несколько сложнее, но природа мужская требует уважения своего статуса. Даже у рядового есть достоинство его будущего «генеральства», и очень важно признание его успешности, его лидерства на своем, пусть небольшом участке.

И вот случилось это печальное событие в храме, будучи настоящим мужчиной, которого, по видимости, отверг сам Бог, жизнь и труды которого оказались не нужны Израилю, которому он не оставит потомства, Иоаким, конечно, очень уязвлен. Ничего не говоря своей супруге, уходит в глушь пустыни. Там он строит себе палатку из ветвей – кущу, и сидит в стоическом переживании случившегося. Его скорбь подобна этой куще, ветви которой сплелись как неразрешимые для ума противоречия человеческой трагедии. Он решил ничего не вкушать 40 дней и 40 ночей, говоря сам себе: «Буду находиться здесь доколе Господь не изменит воли Своей о мне. Если Он пожелает, то сойдет ко мне и будет мне едой и питием».

Его праведная душа томиться, она не может понять, почему это происходит, почему Господь не слышит их молитвы, будто не видит их непорочной жизни. Конечно, Иоаким – это был столп веры, не просто муж, но праведник! Поэтому он не срывает на ком-то свой гнев, не отчаивается, не машет на все рукой, как свойственно мужикам, когда они сталкиваются с необъяснимым и скорбным, он не напивается, используя повод своего оскорбленного достоинства, не сливает своего достоинства в мусорную канаву пьянства. Подобно жившему задолго до него Иову, он не выплескивает ее на других, а мужественно замыкает скорбь на самого себя. Он поступает как воин своего сердца. Иоаким уходит в пост, уходит в подвиг, уходит в полнейшее безмолвие. Он не отчаивается, не ропщет на Господа, не останавливается на какой-то маленькой понятной ему правде. Нет, ему мало догадок, мало каких-то скороспелых выводов, которые подсовывает ему собственный разум, ему нужна Истина, которая больше всех маленьких правд и кажущихся справедливостей. Ему нужна победа в войне, которая может существенно отличаться от поражений в отдельных баталиях. Но поскольку все же не знает, что ему делать, он целиком погружается в подвиг противостояния своему отчаянию. Он знает, что Бог это видит, и он ждет, что Тот проявит себя. От Него Единого разрешения своей скорби, своего недоумения.

Узнав о том, что ее супруг изгнан из храма первосвященником со своими дарами, Анна переживет это событие, как гибель близкого человека, такова сила ее скорби, сила той боли, которая обрушивается на ее сердце. Природе женской присуща некоторая слабость, проистекающая из того, что все пропускается через сердце, даже любая мелочь. Любой взгляд, любое слово, любое движение женщины наполнено значением. В хороших делах, эта черта дает удивительное неравнодушие и внимательность, с которыми мужчины никогда не могут соревноваться, но в худших проявлениях эта особенность рождает повышенную мнительность, несоразмерную делам обидчивость, постоянное сравнение себя с другими. Удалившись, как и ее супруг в уединенное место сада, чтобы никто не мог помешать ее скорби, она плачет и молится, плачет и молится. Ее скорбь, как неистощимый источник, к которому она ушла. Анна смотрит на птиц, свивших гнездо, и не может не тосковать, смотрит на землю, порождающую растения, и не может не плакать. Но разве это плач отчаяния? Разве мы слышим в ее молитве ропот или проклятия? Нет, тут нет даже намека на ожесточение и уныние. Поступая в соответствии со своей природой, она идет тоже путем праведности, путем доверия Богу.

И Анне является ангел, возвещая ей скорое рождение ребенка… Долгожданное событие. Но почему через такую скорбь? Разве не надлежало Богу для своих верных сделать послабление, хоть их не мучить столь долгим ожиданием? Отвечает на этот вопрос Иоанн Златоуст. Он говорит, что Господь иногда как бы не слышит наших молитв о чем-то. Сталкиваясь с этим, не надо отчаиваться, в этих случаях Господь хочет дать, но дать большее. Но поскольку все значительное нуждается в подготовке, чтобы его не приняли как само собой разумеющееся, Господь и медлит, заставляя людей потомиться. Желая послать праведным Иоакиму и Анне не просто ребенка, а Марию, будущую мать Спасителя мира, Бог очищает их души скорбью от малейшей скверны, и заодно испытывает их веру.

В этот день сбываются и многовековые надежды всего человечества. Уже забрезжила заря спасения, скоро, уже совсем скоро покажется Солнце Правды Христос. Сегодня мы также воспеваем «освобождение» Евы. Там, где Ева, стала стеной между Богом и всем происшедшим от нее человечеством, там Пресвятая Дева становится мост благодати. Подменяя, замещая собой не устоявшую от соблазна Еву, мать по плоти всех живущих, Богородица становится духовной Евой, нашей Матерью по духу.

Мы сейчас больше говорим о Ее родителях, потому что сама Она лишь начинает возрастать на земле, наверное, ничем особо не выделяясь среди других детей. Но жизнь этого Ребенка всегда будет Богоцентрична. Она получит этот дар веры, дар доверия Богу от своих родителей. Она любит только добро и знает, что Бог может дать только добро, пусть и под видом скорби, под видом страдания, под видом ножа, режущего плоть. Она твердо знает, что этот нож – скальпель в руке хирурга, который причиняет боль только потому, что иначе нельзя, потому что любит и знает, как лучше будет.

Люди из века в век мучаются, страдают, и то творят дела правды, то совершают ошибки и поступки против совести и против Закона. И Господь знает природу человеческую, знает, что человек сам по себе не может не грешить, не может жить только светом. Праотцы ошиблись, это они выбрали тот путь, по которому мы идем все, но сердце верных Богу в той части, где правда, где чистота, где святость. Что же делает Бог? Он собирает в единый пучек света, в единый фокус всю ветхозаветную праведность и сосредоточивает его в одной личности. Как было открыто о том преподобному Силуану Афонскому, Богородица ни разу в жизни не согрешила даже мыслью. У Нее не была отнята свобода выбора, но выбор всегда оказывался на стороне добра. Конечно, это плод постоянного хранения ее благодатью.

И вот от нынешнего Дня рождения начинается Ее возрастание. Ей предстоит «дорасти» до ангельского Благовещения, до Вифлеемской звезды, до яслей убого вертепа, в которых будет лежать Ее Сын. Ей предстоит «дорасти» до Его Креста, до ужаса Голгофского холма, до опустевшего гроба Христова. И как далек еще путь до собственного Ее Успения и вхождения в истинную славу, величию которой мы можем слегка прикоснуться благоговением своего сердца. Аминь.

Игумен Филипп (Перцев)