Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мно­гие бу­ри и ура­га­ны пот­ря­са­ют ат­мос­фе­ру и на­но­сят раз­лич­ные кру­ше­ния, а свя­той царь Да­вид изо все­го изв­ле­ка­ет хва­лу Бо­гу. И действия ду­хов зло­бы под­не­бес­ных, по­доб­но бу­рям, пот­ря­са­ют ду­шу и серд­ца пре­бы­ва­ю­щих на зем­ле че­ло­ве­ков. Нам, не­мощ­ным, что те­перь де­лать? Од­но сред­ство бли­жай­шее и вер­ней­шее – воз­де­вать ру­ки ко Гос­по­ду Бо­гу, по­доб­но Мо­и­сею в пус­ты­не, где на­па­да­ла на не­го вра­жия си­ла Ама­ли­ко­ва. Все­выш­ним Бо­гом прей­дем сте­ну ис­ку­ше­ний. С на­ми Бог. И бо­ять­ся слиш­ком не долж­но.

преп. Моисей

Прис­ту­пая к Та­ин­ству ис­по­ве­ди, долж­но пред­с­тав­лять се­бя со стра­хом, сми­ре­ни­ем и на­деж­дою. Со стра­хом – как Бо­гу, прог­не­ван­но­му греш­ни­ком. В сми­ре­нии – чрез соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти. С на­деж­дою – ибо прис­ту­па­ем к Ча­до­лю­би­во­му От­цу, пос­лав­ше­му для на­ше­го ис­куп­ле­ния Сы­на Сво­е­го, Ко­то­рый взял гре­хи на­ши, приг­воз­дил их на Крес­те и омыл пре­чис­тою Сво­ею Кро­вию.

преп. Макарий

Бо­ять­ся сра­ма при ис­по­ве­ди – то­же от гор­дос­ти; об­ли­чив се­бя пред Бо­гом при сви­де­те­ле, по­лу­ча­ют ус­по­ко­е­ние и про­ще­ние.

преп. Макарий

«Сугубая благодать старческого служения»
К дню памяти преподобного Макария Оптинского

Память преподобного Макария Оптинского Святая Православная Церковь отмечает 20 сентября, в день праведной кончины старца. В тропаре святой, «обогащенный свыше даром слова», прославляется как стяжавший «сугубую благодать старческого служения».

Старец почил о Господе 7 (20) сентября 1860 года, в день предпразднства Рождества Пречистой Богородицы, к Которой старец питал глубокую сердечную веру, «выражая ее постоянно призыванием Ее всесвятого имени, чествованием богородичных праздников, келейными всенощными бдениями в честь некоторых Богородичных икон, наконец неопустительным, через всю 50-летнюю иноческую жизнь, чтением в честь Ее ежедневно канонов, и в положенные дни акафиста».

Духовный сын старца Макария отец Леонид (Кавелин) вспоминал: «Кончина старца была мирна и тиха, проста и вместе величественна, как и вся жизнь его, угасшая словно заря светлого дня, оставив в сердцах, преданных ему, тихую ночь печали; просвещением в ней да будет сладость словес божественных и святоотеческих, которым дня учил нас приснопамятный старец, а утешением – Евангельское обетование: иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небесном (Мф. 5, 19)».

Отец Леонид (Кавелин) привез из Иерусалима, где проходил служение в составе Русской духовной миссии, схиму, освященную на Гробе Господнем, в которой был похоронен старец Макарий.

Велико было стечение богомольцев на похоронах старца, особенно скорбели духовные чада старца, насельницы женских обителей, которые долгие годы окормлялись у старца. Один из очевидцев похорон Гавриил Федорович Федоров вспоминал: «из пяти монастырей были монашенки, больше пятисот человек, и чтобы столько слез, сколько они проливали, я еще не видывал; окружали его могилу только одни монашенки, так что другим желающим его видеть нельзя было подойти, и много сожалеют об нем, и мужеского полу, и женского, он точно человек с дарованием насчет наставлений Слова Божия».

Скорбью отозвалось известие о кончине старца в сердцах многих людей. Игумен Антоний (Бочков) писал: «Это был человек, воистину на благо рожденный. Он был нелицемерным и постоянным послушником и настоятеля, и всей братии, и всякого просящего у него помощи, соучастия и содействия. И болезнь его, конечно, была следствием его неусыпных трудов для ближних; а пылкая его душа, кажется, стремилась вон из тела на всякий призыв его детей – ко всякому скорбящему. Душевный слух его сторожил каждое слово, касавшееся Св. Церкви и отечества, горячо им любимого. Его радовало все, что прославляло Господа, и с детским веселием он спешил возвещать всем о чудесах милости Божией. Он готов был передать всем свою теплую веру, что Господь жив, что не престал действовать к нашему спасению. Всякое сомнение в Промысле Божием и в словах Священного Писания вызывало его на битву, на защиту Православия. Его неутомимые труды и заботы при издании творений святых отцов изумляли меня и даже ставили в какое-то недоумение. Батюшка составляет карту неба и научает нас безбедно плавать по житейскому морю».

Из далекого Иерусалима, где проходили служение оптинские иноки, духовный сын старца Макария о. Ювеналий (Половцев) писал: «Не могу себе представить скита без батюшки! Какая у вас теперь общая, глубокая, безотрадная скорбь! Кто может заменить незаменимого, полного такою всепокрывающею любовию, таким “горением сердца” о всякой твари! Упокой, Господи, душу его в Царствии славы Твоей! Подлинно, заслужил он славу небесную презрением земной».

Дар старческого служения, который отмечен в тропаре святому, проявился в духовном окормлении многочисленных чад. По воспоминаниям современников, «служение о. Макария как духовника обители и старца, украшенного сединами лет и духовного разума, духовным нуждам посетителей обители было двоякое: личное – посредством устной беседы с приходящими к нему и письменное – ответами на письма особ, или постоянно относившихся к старцу (после предварительного знакомства с ним в обители), или обращавшихся к нему за советами, лишь по одной молве о его духовной мудрости. Мужчин старец принимал в своей келье во всякое время дня, от раннего утра до замкнутия скитских врат, женский пол – за вратами скита или во внешней келье, у врат оного устроенной; кроме того, после трапезы, отдохнув с полчаса на своей узкой, как был узок путь его жизни, кроватке, почти ежедневно (кроме крайней немощи) он ходил или изредка и ездил на монастырскую гостиницу. Там по скитской дорожке, у ворот и в гостинных кельях ожидали его нередко целые сотни народа всех сословий, обоих полов и возрастов, из разных городов и селений».

Сохранилось богатое духовное эпистолярное наследие преподобного Макария, которое было издано в 1862–1863 гг. в шести томах при активном участии Киреевских. В этом издании было опубликовано свыше 2000 писем.

В настоящее время подготовлено новое издание писем, опубликовано свыше 1600 писем преподобного Макария к мирским особам, 901 письмо – к монахам, свыше 1400 писем к насельницам женских обителей: Севского Троицкого монастыря, Белёвского Крестовоздвиженского монастыря, Великолукского Вознесенского монастыря, Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни, Борисовской Тихвинской пустыни и др.

По словам о. Леонида (Кавелина), «письма старца заключают в себе наставление к спасительному пути, утешение в скорбях и решение недоумений на самые разнообразные духовные вопросы иночествующих и мирян всех сословий, обоих полов и разных возрастов; таким образом, это – дорогая сокровищница духовных советов, ясно свидетельствующая о духовных дарованиях почившего в Бозе старца, поясняющая внутреннюю жизнь его. Можно утвердительно сказать, что одними этими письмами старец оставил по себе вечную память!..»

Спустя многие годы благодаря сохранившимся письмам мы слышим живое слово оптинского старца, которое учит нас любви к Богу и ближним, смирению, молитве и жизни по Божиим заповедям.

Известная подвижница и ученый, жившая в советское время, схимонахиня Игнатия (Пузик; 1903–2004), писала о письмах старца Макария: «Великое успокоение, мир и вместе твердость и радость испытывает всякий, читающий строки писем преподобного старца иеросхимонаха Макария, независимо от того, пишет ли тот к мирянам или к монашествующим. Всем без различия старец преподает уроки подлинного духовного мудрования о мире и жизни, всем указывает на высоту Евангельских заповедей. И наипаче любит говорить о смирении. Смирение, смиренномудрие – это основное состояние души, которое проповедует батюшка Макарий, оно нужно всем и всегда. По слову его писем, утвержденному мнением преподобного Исаака Сирина, “яко соль во всякой пище, тако и смирение во всякой добродетели нужно”».

В.В. Каширина