Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мо­ли­тесь Ма­те­ри Бо­жи­ей. Она бу­дет хо­да­тай­ство­вать за вас и в этой жиз­ни, а по смер­ти по­мо­жет прой­ти мы­та­р­ства и дос­тиг­нуть Царствия Не­бес­но­го.

преп. Варсонофий

Царствие Бо­жие внутрь вас есть,– ска­зал нам Гос­подь (Лк. 17, 21), т.е. в серд­це, то и на­доб­но его ис­кать в серд­це, очи­щая его от страс­тей и при­ло­гов вра­жи­их, ни­ко­го не осуж­дая и не уко­ряя.

преп. Макарий

Кни­ги чи­тать по­ут­ру с чет­верть ча­са до ра­бо­ты, а по­том це­лый день жуй, что чи­та­ла, как ов­ца жвач­ку.

преп. Амвросий

Василий Давыдович Ирзабеков «Семья – малая Церковь. Несколько слов о любви»

8 июля 2023 года в оптинском лектории состоялось выступление известного писателя и публициста, культуролога, теле и радиоведущего, автора многих книг, посвященных русскому языку и культуре, Василия Давыдовича Ирзабекова.

Рассуждая о семье как малой Церкви, он напомнил слушателям, что муж – глава этой церкви, ее настоятель; жена – диакон, а дети – молящиеся. И все это очень возвышает человека. Исследователь рассказал, что как-то в одной рекламе увидел такую фразу: «Семья – величайший шедевр природы». Не желая назвать Бога Его именем, агностики называют Его природой.

«Семья – это жертва, – продолжил Василий Давыдович. – А жертва для современного немощного человека – это добровольное, радостное лишение себя какого-либо комфорта». Почему так много браков распадаются уже на первом году? Потому что ни муж, ни жена не хотят ничем жертвовать.

Вспомнив годы службы в Советской армии, Василий Давыдович ярко описал, как ему приходилось мыть тысячу тарелок. Солдатам выдавали для мытья посуды жидкость, от которой сходила кожа с рук, но все старались работать добросовестно, иначе офицер заставит перемывать все заново. Обращаясь к мужчинам, исследователь сказал: «Если ради страха наказания, для чужих людей, мы способны на жертвы, то неужели в своей семье, для родных, не способны помыть посуду? Также и с детьми. Единственное, чего не может сделать отец для своего ребенка – кормить его грудью, а все остальное может и должен делать».

Далее он привел множество любопытных версий происхождения слова «невеста».

Одну из них он услышал от солидного мужчины – преподавателя: «Невеста – значит неведомо откуда пришла».

Другую, поэтическую, версию высказал армянский мальчик: «Это от слова весна».

Еще одну – девочка из хора в Ногинске: «Невеста значит – не ведает, что творит».

Между тем, по мнению исследователя, это исконно русское слово, означающее «не ведающая греха», т.е. «честна девушка».

Чтобы семья сложилась, по мнению Василия Давыдовича, в ее основу должна быть заложена чистота помыслов, неведение греха.

Затем он рассуждает о слове «брак» и о том смущении, которое возникает при употреблении этого слова как обозначения некондиционного изделия. «Хорошее дело браком не назовут», – пошутил как-то академик Ландау, – и выражение ушло в народ.

А слово «брак» как некондиция происходит от немецкого технического термина и со славянским словом ничего общего не имеет. По мнению Ирзабекова, слово «брак» как название священного союза мужчины и женщины происходит или от глагола «брать» (в жены), или от слова «брашно» – то есть, вино, которое во время Таинства венчания в кубке подносят жениху и невесте.

И в завершении своего выступления Василий Давыдович сказал о том, что Россия – единственная страна в мире, где круглые сутки не прекращается Божественная литургия. Когда на Балтике наступает ночь, на Дальнем востоке восходит солнце. И мы нашу страну должны сохранить.

Возвращаясь к Достоевскому, исследователь сказал: «Ко Христу меня привел именно он. Я считаю, что если человек прочитал Достоевского и не задумался о Христе, – он его не прочитал».

Затем владыка Иосиф поблагодарил Василия Давыдовича за интересную беседу и выразил надежду, что слушатели извлекут из нее для себя немало полезного.