Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

При ис­пол­не­нии за­по­ве­дей Бо­жи­их нуж­но иметь сми­ре­ние, и ес­ли си­ла за­по­ве­дей в нас ос­ку­де­ет, то сми­ре­ние о нас хо­да­тай­ству­ет. А ког­да бу­дем де­лать доб­ро­де­те­ли и хо­тим удос­то­ве­рить­ся, что мы уже спа­са­ем­ся, и прос­то как бы ви­деть на ла­до­ни свое спа­се­ние, то очень оши­ба­ем­ся. На­доб­но де­лать доб­ро­де­те­ли, но не ви­деть се­го, а при­пи­сы­вать исп­рав­ле­ния свои Бо­гу и Его по­мо­щи и сми­рять­ся ис­тин­но, а не лож­но.

преп. Макарий

На­до ста­рать­ся, что­бы вся жизнь, це­ли­ком, а не в из­ве­ст­ные ча­сы и дни, бы­ла пост­ро­е­на по за­ко­ну Бо­жию. На­до всю свою де­я­тель­ность рас­по­ло­жить так, что­бы она бы­ла сог­лас­на с во­лею Бо­жи­ей. Толь­ко при та­ких ус­ло­ви­ях чис­то бу­дет на­ше серд­це, и толь­ко чис­тые серд­цем Бо­га уз­рят (Мф. 5, 8).

преп. Никон

Бу­дем хра­нить ве­ру Хрис­то­ву и по си­ле ис­пол­нять Его свя­тые за­по­ве­ди. Толь­ко не на­дей­тесь на свои собствен­ные си­лы, а про­си­те по­мо­щи у Гос­по­да: „Гос­по­ди, по­мо­зи мне",– и по­мо­жет.

преп. Варсонофий

Встреча с игуменом Киприаном (Ященко): «Преподобный Паисий Святогорец о воспитании детей»

24 декабря в конференц-зале Оптиной пустыни состоялась встреча с игуменом Киприаном (Ященко), насельником Троице-Сергиевой Лавры. Тема встречи: «Преподобный Паисий Святогорец о воспитании детей».

Встреча началась с видеосюжета о детстве преподобного Паисия (Эзнепидиса). Он родился 25 июля 1924 года в греческом селении Фарасы, в Малой Азии, на территории Турции, и был крещен преподобным Арсением Каппадокийским. Дав младенцу свое имя, преподобный стал его восприемником и предрек мальчику монашество. А в августе 1924 года, после поражения Греции в Греко-турецкой войне, все православные греческие жители Малой Азии были принудительно переселены в Грецию. Семья Эзнепидисов после тяжелых скитаний получила участок земли в крохотном греческом городке Коница, в горах Эпира, где и вырос преподобный. Родители будущего старца были настоящими подвижниками, ежедневно выполняли семейное молитвенное правило и во всем являли своим детям личный пример добродетелей. Детей они воспитывали в страхе Божием и благочестии.

Замечателен такой случай. Маленький Арсений, будучи подвижным ребенком, любил бегать с другими детьми наперегонки и часто побеждал в таких соревнованиях, поэтому приятели, не желая проигрывать, перестали с ним состязаться. Он приходил к матери в слезах. «Что ты плачешь?»— спрашивала она. «Мне ребята не дают с ними бегать». – «Сынок, тебе хочется побегать? Вот двор, бегай. Почему ты хочешь бегать на улице? Чтобы на тебя смотрели и говорили „молодец“? В этом есть гордость».

В другой раз ему хотелось играть в мяч, а ребята опять его прогоняли. Он жаловался матери, и она говорила ему: «Двор у нас большой, мячик у тебя есть, играй здесь. Или хочешь, чтобы на тебя смотрели и любовались? В этом есть гордость. Нужно быть смиренным в своей жизни». Эти уроки своей матери преподобный запомнил на всю жизнь, всегда стараясь быть незаметным, предпочитая быть обиженным, чем обижать других.

Переходя непосредственно к теме беседы, отец Киприан отметил, что таких святых, каким был преподобный Паисий, Бог посылает раз в 400 лет. Он унаследовал добродетели пяти поколений своих предков. Как, например, один аборт одной женщины может сказаться на пяти поколениях ее потомков: бесплодием, какими-то страстями, – так и добродетели предков сказываются на жизни будущих поколений. Существует родовая память, родовые добродетели. Дети и родители – это сообщающиеся сосуды. Если родители пусты или наполнены нечистотами, то и дети не воспримут ничего хорошего.

Поэтому воспитание, по мнению старца Паисия, должно совершаться по святым отцам, а начинаться с самовоспитания самих отца и матери. Родители несут ответственность за воспитание начиная с эмбрионального возраста. «Если родители, когда ребенок еще во чреве матери, молятся, живут духовно, ребенок будет освящен», – говорил преподобный Паисий.

Воздержание – фундамент добродетелей. Воздержание и телесное – в пище, в удовольствиях, и воздержание от плохих поступков и мыслей. Старец Паисий говорил о «фабрике добрых помыслов», которую человек должен открыть в своей душе. «Добрый помысел обладает великой силой – он духовно изменяет человека. Когда человек изгоняет злые и возделывает добрые помыслы, его ум и сердце очищаются и в нем живет Божественная Благодать», – говорил преподобный.

Необходимо также воспитывать в детях целомудрие души и тела, душевную непорочность. Когда его просили: «Помолитесь, Геронда, чтобы мы сдали экзамены», – старец на это отвечал: «Буду молиться, чтобы вы сдали экзамены на целомудрие. Это самое основное».

«Если сегодня на лицах юных видны скромность, целомудрие, то это великое дело. Весьма великое дело!» – утверждал преподобный.

Старец сформулировал «20 современных заповедей блаженств», которые основаны на Евангелии, духовной мудрости и прозорливости преподобного.

Вот некоторые из них, которые можно отнести к воспитанию детей и семейной жизни:

«Блаженнее вдовы, которые носят черную одежду в этой жизни, пусть даже невольно, и при этом живут белой духовной жизнью, славословят Бога и не ропщут, чем те несчастные женщины, которые носят пестрые одежды и ведут распутную жизнь.

Блаженны и трижды блаженны сироты, лишившиеся великой любви своих родителей, потому что они еще в этой жизни сподобились иметь Отцом Бога и при этом хранят родительскую любовь, которой лишились, в Божием банке, и она приносит проценты.

Блаженны родители, которые не используют слова «нет» в разговоре со своими детьми, но удерживают их от зла своей святой жизнью, которой дети подражают, следуя с духовным мужеством за Христом в радости.

Блаженны дети, которые «от чрева матери» родились святыми, однако более блаженны те, которые родились со всеми наследственными мирскими страстями, но подвизались до седьмого пота, искоренили их в себе и унаследовали Царство Божие «в поте лица» (Быт. 3:19).

Блаженны дети, которые с младенчества жили в духовной обстановке и потому неустанно преуспевали в духовной жизни. Но трижды блаженны те обделенные дети, которых не учили ничему полезному (но, напротив, постоянно подталкивали ко злу), но у которых, стоило им услышать о Христе, заблестели глаза и, повернувшись на сто восемьдесят градусов, они сразу очистили до блеска свою душу и вышли из пределов земного тяготения на духовную орбиту.

Счастливы, говорят в миру, живущие в хрустальных дворцах и имеющие все удобства. Однако блаженны сумевшие сделать свою жизнь простой, освободиться от петли этого мирского прогресса с множеством удобств (множеством неудобств) и избавиться от ужасного душевного беспокойства нашего времени».

По мысли старца Паисия, родители должны уделять своим детям время и внимание даже в ущерб своим профессиональным обязанностям. А жизнь матери должна быть простой, чтобы она могла быть со своими детьми, когда они нуждаются в ней. А мать детям нужна постоянно.

В завершении беседы отцу Киприану были заданы вопросы о взаимоотношениях в семье, о проблеме взаимопонимания родителей и детей, о том, как помочь детям воцерковиться. Отвечая, отец игумен подчеркнул, что главное для ребенка – родительский пример. Сталкиваясь с проблемами в семье, отцы и матери должны понимать, что должны начинать с себя. Если ребенок не ходит в храм – они должны посмотреть на себя, искренни ли они в своей вере, честна ли их исповедь, действительно ли они сами исполняют то, чему пытаются научить своих детей. Старец Паисий учил: что бы мы ни делали, надо делать это с усердием, благородством, любовью и болью. Он советовал родителям взращивать достоинство в детях, чтобы они могли сами смело и радостно делать добро в жизни, любить Христа и своего ближнего, и чтобы их жизнь была исполнена духовного смысла. И помнить, что пример родителей играет главную роль в формировании характера и душевного мира наших детей.

Завершая встречу, наместник монастыря епископ Иосиф поблагодарил игумена Киприана за интересную беседу, выразив надежду, что она послужит на пользу душ многочисленных слушателей, собравшихся в зале.

Дорогие братия и сестры!
Приглашаем вас пройти онлайн-курс для педагогов и родителей «Школа добродетелей преподобного Паисия Святогорца».