Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

По­кой обе­щан нам в бу­ду­щем ве­ке, а здесь на зем­ле – труд и ис­ку­ше­ние. Бла­жен че­ло­век, иже пре­тер­пит ис­ку­ше­ние (Иак. 1, 12).

преп. Моисей

Мно­гие бу­ри и ура­га­ны пот­ря­са­ют ат­мос­фе­ру и на­но­сят раз­лич­ные кру­ше­ния, а свя­той царь Да­вид изо все­го изв­ле­ка­ет хва­лу Бо­гу. И действия ду­хов зло­бы под­не­бес­ных, по­доб­но бу­рям, пот­ря­са­ют ду­шу и серд­ца пре­бы­ва­ю­щих на зем­ле че­ло­ве­ков. Нам, не­мощ­ным, что те­перь де­лать? Од­но сред­ство бли­жай­шее и вер­ней­шее – воз­де­вать ру­ки ко Гос­по­ду Бо­гу, по­доб­но Мо­и­сею в пус­ты­не, где на­па­да­ла на не­го вра­жия си­ла Ама­ли­ко­ва. Все­выш­ним Бо­гом прей­дем сте­ну ис­ку­ше­ний. С на­ми Бог. И бо­ять­ся слиш­ком не долж­но.

преп. Моисей

Прис­ту­пая к Та­ин­ству ис­по­ве­ди, долж­но пред­с­тав­лять се­бя со стра­хом, сми­ре­ни­ем и на­деж­дою. Со стра­хом – как Бо­гу, прог­не­ван­но­му греш­ни­ком. В сми­ре­нии – чрез соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти. С на­деж­дою – ибо прис­ту­па­ем к Ча­до­лю­би­во­му От­цу, пос­лав­ше­му для на­ше­го ис­куп­ле­ния Сы­на Сво­е­го, Ко­то­рый взял гре­хи на­ши, приг­воз­дил их на Крес­те и омыл пре­чис­тою Сво­ею Кро­вию.

преп. Макарий

Заступнице усердная

Строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Оптиной пустыни связано с именем Елены Семеновны Сабуровой.

Село Фроловское, расположенное в пяти километрах к северо-западу от города Козельска, в конце XVIII века принадлежало помещику Николаю Ивановичу Сабурову, который в 1802 году построил здесь каменную церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм.

Стараниями его супруги Елены Семеновны Сабуровой, которая почитала образ Казанской Божией Матери, был возведен храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Оптиной пустыни.

Как повествует историк обители архимандрит Леонид (Кавелин), однажды при настоятеле Авраамии иноки разбирали старую деревянную ограду. В этих работах участвовал и иеромонах Макарий (Фомин), который впоследствии возглавил Малоярославецкий монастырь.

Отец Макарий «имел несчастье упасть с верха ограды, на том самом месте, где ныне утвержден фундамент Казанской церкви, и ушибся смертельно.

Во время своей жестокой болезни, благочестивый инок молил Пречистую Богородицу, да продлит ему лета живота; и вот, в сонном видении, увидел он себя в доме помещицы Козельского уезда, села Фроловского, Елены Семеновны Сабуровой, слезно молящегося пред Казанскою иконою Божией Матери, ей принадлежащей.

Проснувшись после сего благодатного видения, о. Макарий почувствовал облегчение от болезни и, в то же время дал, от полноты благодарного сердца, обет, по совершенном выздоровлении, ехать в дом госпожи Сабуровой и отслужить там молебен, виденному им во сне, образу Богоматери.

При исполнении этого обета о. Макарием, госпожа Сабурова в разговоре объявила ему, что она имеет намерение построить в одном из своих сел храм во имя сего образа, прибавив притом:

– Если согласитесь устроить его в Оптиной Пустыни, то я с радостью отдам эту икону вам в обитель, и сверх того, пожертвую деньгами на постройку.

Иеромонах Макарий, возвратясь в обитель, передал желание госпожи Сабуровой игумену Авраамию, который, приняв это известие за знак особой милости Божией к его обители, немедленно решился устроить на месте происшествия, послужившего поводом к предложению госпожи Сабуровой, теплую церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Исполняя обещание, госпожа Сабурова, вместе с упомянутой иконой, прислала о. Авраамию значительную сумму денег на церковное строение; а иеромонах Макарий, по усердию своему, ездил за сбором подаяния на окончательную отделку храма».

Строительство Казанского храма было начато в 1805 году. Освящение храма состоялось в 1811 году.

Елена Семеновна Сабурова, пожертвовавшая почитаемый в ее семье образ Казанской Божией Матери и средства на строительство Казанского храма, не дожила до освящения храма, скончавшись 6 сентября 1806 года, в возрасте 70-ти лет.

Иеромонах (впоследствии архимандрит) Макарий (Фомин), который получил исцеление по молитвам Божией Матери, став настоятелем Малоярославецкого монастыря, значительно благоукрасил его как духовно, так и материально.

По преданию, во время Отечественной войны 1812 года, когда французы подходили к Малоярославцу, о. Макарий благословил на Святых вратах обители написать Нерукотворный Образ Спасителя. Когда иконописец трудился, горожане недоумевали:

– Не нужно сейчас писать икону! Придут враги и надругаются над святым образом!

Но отец Макарий имел несомненную веру в силу Божию и твердо отвечал, подобно Псалмопевцу:

– Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им.

Над образом Спасителя настоятель благословил начертать слова: «Всяк уповаяй на Тя не постыдится».

Вскоре после отступления армии Наполеона из Москвы, в октябре 1812 года под Малоярославцем произошло крупное сражение, в результате которого армия неприятеля вынуждена была отступать на северо-запад через Можайск к Смоленску по разрушенному тракту.

Слова настоятеля отца Макария полностью исполнились. Несмотря на ожесточенные бои, ни одна пуля не попала в образ Спасителя. Монастырь после военных действий стал быстро восстанавливаться.

В.В. Каширина