Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Сми­ре­ние мож­но стя­жать пос­ре­д­ством пос­лу­ша­ния. Че­ло­век, под­чи­ня­ю­щий свою во­лю ду­хов­но­му ру­ко­во­ди­те­лю сво­е­му, по­беж­да­ет гор­дость и при­об­ре­та­ет сми­ре­ние.

преп. Варсонофий

Без сми­ре­ния нель­зя быть уче­ни­ком Хрис­то­вым. Без сми­ре­ния серд­це че­ло­ве­ка не при­мет, не ус­во­ит се­бе Хрис­то­ва уче­ния. Сми­ре­ние серд­ца вну­ша­ет че­ло­ве­ку быть по­кор­ным во­ле Бо­жи­ей, при­ни­мать по­кор­но все, что Гос­по­ду угод­но бу­дет пос­лать че­ло­ве­ку на жиз­нен­ном пу­ти его, по­ко­рять свой ум, свое рас­суж­де­ние, свои хо­те­ния в пос­лу­ша­ние Хрис­то­во.

преп. Никон

Сми­рись пе­ред Бо­гом. Сми­ряй­ся по си­ле и пред людь­ми. Не за­зи­рай ни­ко­го. А прошт­ра­фишь­ся – сей­час кай­ся: Гос­по­ди, прос­ти! Гос­по­ди, по­ми­луй! Гос­по­ди, по­мо­ги!

преп. Анатолий

«Аще смиримся, то на всяком месте обрящем покой»

Нигде не сказано, чтобы спасение наше местом определялось; а напротив, в Святом Евангелии прямо и ясно читаем: аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Мф. 19; 17); где бы кому ни пришлось жить, по сказанному в псалмах: На всяком месте владычества Его: благослови, душе моя, Господа (Пс. 102; 22). Спасение может получить христианин на всяком месте, и в миру живя. Но в Евангелии, в другом месте, читаем и следующее: аще хощеши совершен быти, продаждь имение и даждъ нищым (Мф. 19; 21), и прочее.

Аще смиримся, то на всяком месте обрящем покойСвятой Исаак Сирин на основании этих слов пишет: «Можно получить милость Божию малую и милость Божию великую в совершенстве — тем, которые совершенно посвящают себя Богу, оставляя мир». При этом вникни в слова Господа: аще хощеши внити в живот... аще хощеши совершен быти, и увидишь, что нигде Господь не хочет неволей понуждать человека, а везде представляет благому нашему произволению, и через собственное произволение люди бывают или добры, или злы. Поэтому напрасно будем обвинять, что будто бы живущие с нами и окружающие нас мешают и препятствуют нашему спасению или совершенству духовному. Самуил жил и воспитывался у Илии священника, при развратных его сыновьях, и сохранил себя, и был великим пророком.

А Иуду и трехлетняя жизнь пред лицом Самого Спасителя не сделала лучшим, когда он видел столько чудес, постоянно слышал Евангельскую проповедь, а сделался еще худшим, продал Учителя своего и Избавителя мира за тридесять сребренников, из которых каждый не более русского полтинника. Все это пишу тебе для того, чтобы ты вполне могла убедиться, что неудовлетворительность наша душевная и духовная происходит от нас самих, от нашего неискусства и от неправильно составленного мнения, с которым никак не хотим расстаться. А оно-то и наводит на нас и смущение, и сомнение, и разное недоумение; а все это нас томит, и отягощает, и приводит в безотрадное состояние. Хорошо было бы, если бы мы могли понять простое святоотеческое слово: «Аще смиримся, то на всяком месте обрящем покой, не обходя умом многие иные места, на которых может быть с нами то же, если не худшее». А по апостольскому слову (2 Кор. 9; 6): сеяй о благословении, о благословении и пожнет.

Из писем прп. Амвросия Оптинского