Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что­бы че­ло­ве­ку исп­ра­вить се­бя, не на­до вдруг на­ле­гать, а как тя­нуть бар­ку: тя­ни-тя­ни-тя­ни, от­дай-от­дай! – Не все вдруг, а по­нем­но­гу.– Зна­ешь ро­жон на ко­раб­ле? Это та­кой шест, к ко­то­ро­му при­вя­за­ны все ве­рев­ки ко­раб­ля, и ес­ли тя­нут за не­го, то по­ти­хонь­ку и все тя­нет­ся, а ес­ли взять сра­зу, то все ис­пор­тишь от пот­ря­се­ния.

преп. Амвросий

Ка­кие бы ни бы­ли огор­че­ния, они по­доб­ны ма­лей­шей иск­ре, т.е. ес­ли плю­нешь – по­ту­шишь. Ес­ли же эту ма­лей­шую иск­ру бу­дешь раз­ду­вать, то про­и­зой­дет пла­мень и все доб­рое уст­ро­е­ние в че­ло­ве­ке ист­ре­бит, а раз­ду­ванье это сос­тав­ля­ет­ся от мно­го­мыс­лия, нап­ри­мер: „Серд­це мое под тя­же­лым крес­том; ис­тин­но горь­кая жизнь мо­на­шес­кая: все серд­це изор­ва­лось".

преп. Антоний

По­го­да су­ро­вая, дождь, ве­тер и хо­лод, так что и к шу­бе, и к топ­ли­ву на­до при­бег­нуть. Но ведь не всег­да бла­гот­вор­ность воз­ду­ха и яс­ная по­го­да по­лез­ны, за­во­дят­ся в рас­те­ни­ях чер­ви и дру­гие на­се­ко­мые, вре­дя­щие бла­гим пло­дам. Так бы­ва­ет и в на­шем ду­хов­ном уст­ро­е­нии: по­се­ще­ние бла­го­да­ти, мир, ти­ши­на и спо­кой­ствие от сту­же­ния страс­тей ес­ли про­дол­жи­тель­но и пос­то­ян­но с на­ми пре­бы­ва­ют,– то опас­но, что мо­жем прий­ти в вы­со­ко­у­мие и ли­шить­ся зас­туп­ле­ния, и не бу­дем ис­кус­ны в бо­ре­нии страс­тей, и уда­лим­ся от скорб­но­го пу­ти. А по­то­му Бог ис­ку­ша­ет нас про­тив­ны­ми, к поз­на­нию на­шей не­мо­щи, к тер­пе­нию и сми­ре­нию.

преп. Макарий

Испытывайте себя, в вере ли вы

Сейчас я пришел от всенощной и заканчиваю это письмо…
Господи, какое счастье! Какие чудные глаголы вещаются нам в храме! Мир и тишина. Дух святыни явственно чувствуется в храме. Кончается служба Божия, все идут в дома свои. Выхожу из храма и я. Ночь чудная! Легкий морозец. Луна серебряным светом обливает наш тихий уголок. Иду на могилки почивших старцев, поклоняюсь им, прошу их молитвенной помощи, а им прошу у Господа вечного блаженства на небе. Могилки эти много вещают нашему уму и сердцу – от этих холодных надгробий веет теплом. Пред мысленными взорами встают образы почивших исполинов духа.

Испытывайте себя, в вере ли выЭти дни я неоднократно вспоминал батюшку Варсонофия. Мне вспоминались его слова, его наставление, данное мне однажды, а может быть, и не однажды. Он говорил мне: «Апостол завещает: «Испытывайте себя – в вере ли вы?» – и продолжал: «Течение скончах, веру соблюдох, а теперь мне уже готовится венец». Да, великое дело – сохранить веру. Поэтому я и вам говорю, испытывайте себя, в вере ли вы? Если сохраните веру – можно иметь благонадежие о своей участи».

Когда все это говорил мне почивший старец, а говорил он хорошо, с воодушевлением, насколько помнится, вечером, при тихом свете лампы в его дорогой, уютной старческой келлии, я почувствовал, что он говорит что-то дивное, высокое, духовное. Ум и сердце с жадностью схватывали его слова…

Я и прежде слышал это апостольское изречение, но не производило оно на меня такого действия, такого впечатления. Мне казалось, что особенного – сохранить веру? Я верую, и верую по-православному. Никаких сомнений у меня нет. Но тут я почувствовал – не скажу, что понял, а именно почувствовал , что в изречении этом заключается что-то великое, – несмотря на все искушения, на все переживания житейские, на все соблазны, сохранить в сердце своем огнь святой веры неугасимым, и неугасимым даже до смерти, ибо сказано: «течение скончах».

…Ведь надо знать и то, что веру соблюсти может тот, кто горячо и искренно верит, кому Бог дороже всего. А это, последнее, может быть только у того, кто хранит себя от всякого греха, кто хранит свою нравственность. О Господи! Сохрани меня в вере благодатию Твоею!..

Оптина Пустынь, 15/28 ноября 1922 года
(из письма прп. Никона Оптинского матери)