Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Еже­ли толь­ко бу­де­те про­дол­жать над­ле­жа­щее пос­лу­ша­ние и по­ви­но­ве­ние, и все­воз­мож­но бу­де­те ста­рать­ся отк­ры­вать свои де­я­ния и все от мыс­лен­но­го вра­га-ди­а­во­ла по­мыс­лы, и пот­щи­те­ся во всем во­лю свою от­се­кать и ни в чем сво­е­му по­мыс­лу не ве­рить, и са­мом­не­ния и осуж­де­ния уда­ля­ти­ся, яко от смер­то­нос­но­го яда, и с со­дей­стви­ем по­мо­га­ю­щей бла­го­да­ти се­бе пот­щи­те­ся исп­ра­ви­ти, то дерз­но­вен­но ре­ку, яко вся­чес­ки Все­ми­лос­ти­вый Гос­подь не ток­мо от вре­да ув­ра­чу­ет, но и да­ру­ет да­ры — сми­ре­ния, раз­суж­де­ния!..

преп. Лев

Как же быть тем, ко­то­рых как бы не­воль­но тре­во­жат и бес­по­ко­ят не­лю­бовь и зло­ба, за­висть и не­на­висть или сму­ща­ет не­ве­рие? Преж­де все­го долж­но об­ра­тить вни­ма­ние на при­чи­ны сих страс­тей и про­тив этих при­чин упот­ре­бить при­лич­ное ду­хов­ное вра­че­в­ство. При­чи­на не­ве­рия — люб­ле­ние зем­ной сла­вы, как сви­де­тель­ству­ет Сам Гос­подь во Свя­том Еван­ге­лии: ка­ко мо­же­те ве­ро­ва­ти, сла­ву друг от дру­га при­ем­лю­ще, сла­вы же от еди­но­го Бо­га не ище­те (Ин. 5, 44). А за­висть, и зло­ба, и не­на­висть про­ис­хо­дят от гор­дос­ти и от не­и­ме­ния люб­ви к ближ­ним.

преп. Амвросий

Мо­лит­ву Ии­су­со­ву про­из­но­си про­тив блуд­ных ис­ку­ше­ний, а в гнев­ных ис­ку­ше­ни­ях мо­лись за то­го, на ко­го скор­бишь: „Спа­си, Гос­по­ди, и по­ми­луй та­кую-то и ее свя­ты­ми мо­лит­ва­ми по­мо­зи мне ока­ян­ной и греш­ной“.

преп. Амвросий

Советы старца Иосифа Оптинского о молитве

По замечанию опытных в жизни духовной людей, если во время молитвы человек ощущает тишину и мир помыслов, то это состояние есть дар благодати Божией, и, если в это время поклоны мешают, то можно их оставлять. Но должно при этом помнить, что это – дар Божий, а не плод твоих трудов и усилий. Уже потому можешь о сем заключить, что, когда прошло это состояние, ты уже никакими усилиями не могла возвратить его. А потому, при подобных случаях, более и более нисходи во глубину смирения, считая себя недостойною такого дара небесного из-за бесчисленных грехов своих, повторяй в уме сие: «Всех превосхожду грехом, кого научу покаянию? Аще воздохну, яко мытарь, непщую думаю отягчити небеса. Аще слезю, якоже блудница, оскверняю слезами землю. Но даждь ми оставление грехов, Боже, и помилуй мя». При этом еще помни, что, «кому дано много, с того и много взыщется». А потому взывай ко Господу от сердца, да не послужит тебе дар сей во осуждение на страшном суде Его.

Советы старца Иосифа Оптинского о молитвеПишешь, что в молитве часто увлекаешься. Понуждать себя надо ко вниманию. А что не скоро дается, то надо знать, что внимание есть дар Божий и дается после усилий и молитв, притом – смиренным. Унывать не надо, что иногда нет внимания, надо трудиться и просить Бога. При народе молитву надо творить про себя, умственно. Молитовку не оставляй. Всегда, когда не можешь идти в церковь, молись почаще во внутренней своей клети – в сердце своем. Там можно молиться и во время работы. Да поможет тебе Господь приучиться к сему. Вспоминай почаще и о последнем часе нашей жизни.

Молиться с самопонужднием состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвою, какою можем, а за самопонуждение Бог даст и умиление в свое время, когда Ему благоугодно будет.

Из писем прп. Иосифа Оптинского