Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Гос­подь иног­да по­пус­ка­ет че­ло­ве­ку быть как бы ос­тав­лен­ным, но все же хра­нит и ве­дет ду­шу ко спа­се­нию. Это по­пу­ще­ние Бо­жие мо­жет ка­сать­ся це­ло­го об­ще­ст­ва ве­ру­ю­щих. На­ше де­ло — сми­рен­но хра­нить ве­ру Хрис­то­ву. Аще ве­ра сох­ра­не­на — есть и на­деж­да спа­се­ния. Ве­ра долж­на сох­ра­нять­ся с воз­дер­жа­ни­ем от вся­ко­го гре­ха.

преп. Никон

Про­шу вас жить бла­го­чес­ти­во, что­бы соб­люс­ти ве­ру Пра­вос­лав­ную, что­бы ник­то и нич­то, ни­ка­кие обс­то­я­тель­ства, ни­ка­кие скор­би не мог­ли от­­торг­нуть вас от нее, а для это­го нуж­но неп­ре­мен­но мо­лить­ся, про­сить по­мо­щи Бо­жи­ей сох­ра­нить ве­ру свою не­по­роч­ною.

преп. Никон

Во Свя­том Еван­ге­лии Сам Гос­подь гла­го­лет: бу­ди­те муд­ри яко змия и це­ли яко го­лу­бие (Мф. 10, 16). Муд­рость зми­ина, по из­ре­че­нию тол­ков­ни­ков, сос­то­ит в том, ког­да бь­ют змию, то она бо­лее все­го хра­нит го­ло­ву, так и хрис­ти­а­нин в на­пас­тях и труд­ных обс­то­я­тель­ствах дол­жен бо­лее все­го хра­нить ве­ру; во-вто­рых, муд­рость зми­ина сос­то­ит в том, ког­да змия хо­чет ски­нуть с се­бя ста­рую ко­жу, то про­ла­зит сквозь тес­ную сква­жи­ну, а ина­че с се­бя ста­рую ко­жу ски­нуть не мо­жет; так и хрис­ти­а­нин, ес­ли же­ла­ет сов­ле­щи­ся вет­хо­го че­ло­ве­ка, то дол­жен про­хо­дить тес­ный путь по еван­гельс­ко­му уче­нию. Це­лость же го­лу­би­ная сос­то­ит в нез­ло­бии и про­ще­нии обид или до­сад и по­доб­но­го.

преп. Амвросий

«Немного найдется Савватиев по верности и преданности…»

Игумен Антоний (Бочков) вспоминал о келейнике старца Антония (Путилова), что «всею душою преданный ему Савватий был сберегателем нестяжательного старца. Немного найдется и Савватиев по верности и преданности».

Монах Савватий, в миру Савва Васильев (1781–1833), происходил из дворовых людей сельца Можевой Рославльского уезда Смоленской губернии. Вместе с братьями Путиловыми он подвизался в Рославльских лесах, постигая вместе с ними азбуку монашеской жизни под руководством опытных духовных наставников.

В письме от 6 июня 1819 года, впервые опубликованном исследователем истории Рославльских подвижников – иеромонахом Диомидом (Кузьминым) в книге «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея: Ивановский монастырь и Оптина пустынь» (2023), Тимофей Путилов сообщал своему брату о. Исаии (Путилову) в Саровскую пустынь о жизни в Рославльских лесах: «О себе вам известно творю, что я вкупе с братом и еще двумя жительствую, в-четверых, на том же месте под кровом Отца Небесного. Жаль только, что нерадиво о духовном делании, особливо теперь летом, весьма развлечены разными занятиями внешними. Завели себе пчел в первый раз – мед есть, знали, как и любили – теперь же узнаем и каким трудом он получается. Нового сбора еще не ели. – А жал пчелиных довольно уже приняли, и труда понесли немало. – Узнали на себе сбытие слов: не принять горького, так не видать и сладкого».

Преподобный Антоний Оптинский

Среди подвижников в письме упоминается и Савва Васильев, который разделял с будущими оптинскими старцами радости и горести пустынного жительства.

14 апреля 1820 года о. Моисей (Путилов) сообщает брату в Саровскую пустынь о монашеских постригах, состоявшихся в течение Великого поста: Александра Путилова постригли с именем Антония, а Савву – с именем Савватий. Новопостриженные были переданы от пострига отцу Моисею: «в день праздника Сретения Господня в собрании всех пустынных старцев совершили пострижение брата, облекши его в Антония, и благодарили о сем Человеколюбивого Владыку нашего Бога. Потом в Вербное воскресенье другого о Господе брата Савву облекли в Савватия, и также о милосердии Божии порадовались. Оба вдали себя мне, окаяннейшему, с несомненною верою, и находятся докуда во всяком благоговении, пользуюсь ими и утешаюсь».

В своем дневнике о. Антоний записал: «Брата Савву облекли в ангельский образ и нарекли Савватием. Да укрепит его Господь в предлежащем подвиге!»

15 декабря из Москвы о. Моисей писал братьям, переданным ему от пострига: «Между собою храните молчание, кроме нужного ничего постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно и уничижайте, и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений».

В течение зимы 1820 – весны 1821 годов велась переписка епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) с монахом Моисеем и старцем Афанасием Младшим (Степановым) о переселении их в Оптину пустынь. Это было связано и с преследованиями пустынножителей со стороны властей, а также с искренним желанием Владыки Филарета устроить при обители скит.

3 июня 1821 года монахи Моисей, Антоний, Иларий (Дракин) и Савватий (Васильев) отправились в Оптину пустынь, куда прибыли 6 июня.

План скита

Затем «явились в Калугу к преосвящен­ней­шему Филарету, чем много утешилась Боголюбивая его душа, видя начинающееся приводится в действо благое его желание. По довольной духовной беседе получили от него пастырское наставление и благословение на избрание места близ Оптиной Пустыни в лесу. По избрании которого, в лесу от монастыря на восточной стороне в конце монастырского владения расстоянием от монастыря во 170-ти саженях, обще с игуменом Даниилом, – отец Моисей представили преосвященному план к строению скита, который и утвержден собственноручною Его Преосвященства резолюциею таковою: “1821-го года июня 17-го дня по сему начертанию строить скит, да благословит Господь Бог; и благодатию Своею да поможет совершить”».

После расчистки соснового леса, обнесения территории скита досчатым забором, подвижники срубили небольшой домик-келью на пять человек, где жили сообща.

Вскоре по благословению епархиального архиерея приступили к строительству скитского храма во имя Собора св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня с братскими кельями, закончив строительство храма к концу 1821 года.

Отец Савватий был определен в скит 2 марта 1822 года. Исполнял послушание портного и келейника Антония (Путилова), устраивая жизнь в скиту.

В 1833 году монах Савватий почил о Господе в возрасте 52 лет. В летописи Иоанно-Предтеченского скита сохранилась краткая запись: «под 24-е число декабря вдруг занемогли холерическими припадками монах Савватий, прибывший из пустыни вместе с отцом Моисеем, и послушник Георгий из московских мещан, живши в скиту два с половиной года, и оба скончались в короткое время, первому было от роду 52, а второму 24 года».

Вечная и благая память одному из первых скитян Оптиной пустыни!

В.В. Каширина