Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Зем­ной удел че­ло­ве­чес­кий – скорбь, труд, бо­лез­ни, под­виг, пе­ча­ли, не­до­у­ме­ния, тес­но­та, ли­ше­ние то­го или дру­го­го, ос­ко­рб­ле­ния, сму­ще­ния, восс­та­ние страс­тей, борь­ба с ни­ми, одо­ле­ние, или из­не­мо­же­ние, или без­на­де­жие и по­доб­ное сим. Не вот­ще ска­зал про­рок Да­вид: несть ми­ра в кос­тех мо­их от ли­ца грех мо­их (Пс. 37, 4).

преп. Амвросий

Ес­ли бу­дешь толь­ко ожи­дать бла­гоп­ри­ят­ных ус­ло­вий для спа­се­ния, то ни­ког­да не нач­нешь бо­го­у­год­ной жиз­ни.

преп. Никон

Че­ло­век хо­чет од­но, а сам де­ла­ет сов­сем дру­гое, не то, что хо­чет. Ум его хо­чет од­но, а чувства тре­бу­ют дру­го­го. И ви­дит че­ло­век, и чувству­ет бо­лез­нен­но, что это все не то, по­ни­ма­ет он, что не­хо­ро­шо у не­го по­лу­ча­ет­ся, не так, как на­до, да­же при­хо­дит в уны­ние, ви­дя, что не пре­ус­пе­ва­ет он в борь­бе со страс­тя­ми, что не на­ла­жи­ва­ет­ся его ду­хов­ная жизнь. Но нет, не нуж­но уны­вать, на­до тер­петь.

преп. Никон

«Озарив свое сердце светом покаяния»

 Фотоальбом: Четверток Великого канона. Стояние Марии Египетской

В пятую неделю Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую, глубину ее покаяния и чудо возрождения от греховной жизни. Святая последовала за Христом, «озарив свое сердце светом покаяния».

«Покаяние выше всех добродетелей», – говорил старец Иосиф.

И далее старец продолжал: «Как достигается человеком спасение? Одно из главных условий к достижению спасения есть покаяние. Примеры этому видим в святом Евангелии. Мытарь получил оправдание через покаяние. Блудный сын возвратился к отцу через покаяние. Разбойник благоразумный, распятый с Господом Иисусом Христом, вошел в рай также через покаяние. Да и Господь сказал о Себе, что Он пришел на землю, дабы грешников призвать к покаянию. В покаянии же имеют нужду все люди, потому что все согрешили, – как говорит апостол, – и лишены славы Божией».

В дни Великого поста мы не раз обращаемся к словам канона преподобного Андрея Критского и из глубины души взываем: «Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время сокращается: востани, близ при дверех Судия есть. Яко соние, яко цвет, время жития течет: что всуе мятемся?»

В жизнеописаниях оптинских старцев много раз упоминается о том, насколько внимательно сами старцы готовились к исповеди, с каким сокрушенным сердцем подходили к своему духовнику, с каким благоговением и верой относились к советам своего духовного наставника.

Об исповеди старца Амвросия вспоминали: «смиренная исповедь старца Амвросия, во время которой он каялся в таких грехах, которые и за грехи считать нельзя, была величественна и вместе детски трогательна. Великий старец стоял на коленях перед иконами, как преступник перед страшным судьей, быть может, со скорбным помыслом, отпустится ли грех.

– Посмотрю, посмотрю на плачущего старца, – рассказывал духовник его о. Платон, – да и сам заплачу.

Та чистота малого дитяти, та великая кротость, которых он достиг, и великое упование на Бога поддерживали в нем чувство духовного, возвышенного дарования, которое озаряло его лицо и вовне проявлялось неизменной ласковостью и шутливостью».

О великой силе покаяния и милосердия Божиего старец Амвросий говорил своим чадам: «Один все грешил, и каялся – и так всю жизнь. Наконец покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и говорит:

– Он мой.

Господь же говорит:

– Нет, он каялся.

– Да ведь, хотя каялся, и опять согрешал, – продолжает дьявол.

Тогда Господь ему сказал:

– Если ты, будучи зол, принимал его опять к себе после того, как он Мне каялся, то как же Мне не принять его после того, как он, согрешив, опять обращался ко Мне? Ты забываешь, что ты зол, а Я – благ».

Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал, что настоятель Оптиной пустыни игумен Исаакий (Бобраков) «перед служением литургии в праздники всегда исповедовался духовнику. Один ученый монах, впоследствии известный митрополит, спросил его, зачем он это делает и в чем ему каяться? Какие у него могут быть грехи? На это отец игумен ответил сравнением:

– Вот оставьте этот стол на неделю в комнате с закрытыми окнами и запертой дверью. Потом придите и проведите пальцем по нему. И останется на столе чистая полоса, а на пальце пыль, которую не замечаешь даже в воздухе. Так и грехи: большие или малые, но они накапливаются непрерывно. И от них следует очищаться покаянием и исповедью».

О необходимости внимания к своему внутреннему миру иносказательно говорили и другие оптинские старцы.

Преподобный Антоний Оптинский, радуясь о душе человека, который искренно исповедовал грехи, говорил ему:

– Вот теперь-то хорошо; а то скорлупку покажешь, самого же зернышка не покажешь.

Старец Амвросий:

– Грехи – как грецкие орехи. Скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно.

Господь дает возможность в таинстве покаяния глубоко и искренно очистить свое сердце, ибо, по слову преподобного Никона, «грех ядом своим убивает душу человека. Воскресает душа от живительного действия покаяния. Когда покаешься, тогда увидишь на своем собственном опыте истину слов моих. Да отыдет от тебя далече всякое уныние. Господь простирает Свои святейшие руки, готовые принять тебя, как и всякого другого грешника кающегося, в объятия Отча. Если Господь не отвергает кающихся грешников, как мытаря, как блудницу, как Павла апостола, преподобную Марию Египетскую и других многих, то не отвергнет тебя и иерей православный. Лишь только кайся, лишь скажи от сердца: “Согреших, прости!” О покаянии твоем возрадуются и Господь, и Ангелы, и человеки Божии. Опечаливает их коснение во грехах. Итак, приступи ко Господу во смирении и покаянии, оставь увлечение грехом, вкуси от чаши покаяния и увидишь благость Божию».

В дни Великого поста последуем и мы благому примеру праведников, и обратимся к Господу словами преподобного Андрея Критского: «Согреших, беззаконновах и отвергох заповедь Твою, яко во гресех произведохся, и приложих язвам струпы себе; но Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже».

В.В. Каширина