Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ко­ли­кие бы ни восс­та­ли вол­ны на ду­шу, всег­да при­бе­гай ко Хрис­ту. Спа­си­тель, Он при­дет на по­мощь и ук­ро­тит вол­ны. Ве­руй, что Гос­подь смот­ри­тель­но уст­ро­ил та­ко­вую жизнь к ис­це­ле­нию, не от­вер­гай ее и не ищи те­лес­но­го спо­кой­ствия и мни­мо­го ми­ру, преж­де по­до­ба­ет мно­го пот­ряс­ти­ся и по­тер­пе­ти: еже­ли бу­дешь иметь отк­ро­ве­ние, то оно мно­го об­лег­чит твою брань и бу­дешь боль­ше иметь спо­кой­ствия, не­же­ли са­ма со­бою.

преп. Лев

О сем мно­го не пре­да­вай се­бя сму­ще­нию и от­ча­я­нию, что внут­ри и вне про­тив­ные действия во­зоб­но­ви­лись: по­то­му они внут­ри ук­ры­ва­лись и та­и­лись. А как приш­ли не­ча­ян­но ви­ны к действию ярост­ной час­ти и огор­че­нию со рве­ни­ем, то си­ми ви­на­ми отк­ры­лись и воз­не­ис­то­ви­лись; но да при­бе­га­ем по Бо­зе к Еди­ной Предс­та­тель­ни­це и Пок­ро­ви­тель­ни­це, все­об­щей на­шей Зас­туп­ни­це, Прес­вя­тей Бо­го­ро­ди­це и Де­ве Ма­рии, и Та Сво­и­ми все­силь­ны­ми мо­лит­ва­ми и хо­да­тай­ством ув­ра­чу­ет на­ши все бо­лез­ни те­лес­ные и ду­шев­ные!

преп. Лев

Еже­ли толь­ко бу­де­те про­дол­жать над­ле­жа­щее пос­лу­ша­ние и по­ви­но­ве­ние, и все­воз­мож­но бу­де­те ста­рать­ся отк­ры­вать свои де­я­ния и все от мыс­лен­но­го вра­га-ди­а­во­ла по­мыс­лы, и пот­щи­те­ся во всем во­лю свою от­се­кать и ни в чем сво­е­му по­мыс­лу не ве­рить, и са­мом­не­ния и осуж­де­ния уда­ля­ти­ся, яко от смер­то­нос­но­го яда, и с со­дей­стви­ем по­мо­га­ю­щей бла­го­да­ти се­бе пот­щи­те­ся исп­ра­ви­ти, то дерз­но­вен­но ре­ку, яко вся­чес­ки Все­ми­лос­ти­вый Гос­подь не ток­мо от вре­да ув­ра­чу­ет, но и да­ру­ет да­ры — сми­ре­ния, раз­суж­де­ния!..

преп. Лев

«Великий молитвенник и подвижник дерзновенный» К дню памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Справедливо говорят, что подвижники, единые в духе, всегда близки между собой, какое бы расстояние их не разделяло.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908) был современником многих оптинских старцев, которые почитали подвижника и были с ним в молитвенном общении.

Из жития преподобного Амвросия Оптинского известно, что в его келье можно было увидеть «портреты двух Филаретов, митрополитов Московского и Киевского, оба в скуфейках, висевшие над койкой старца; также портреты: троекуровского затворника Илариона, вышенского затворника епископа Феофана, протоиерея Феодора Александровича Голубинского, кронштадтского протоиерея отца Иоанна Ильича Сергеева, Оптинских старцев иеросхимонахов: Льва и Макария, архимандрита Моисея и брата его игумена Антония и еще многих других духовных замечательных лиц».

Старец Амвросий в некоторых случаях благословлял своих духовных чад обратиться за советом и благословением к отцу Иоанну.

В житии старца Амвросия можно найти свидетельство, что «нередко шамординские сестры, по благословению старца Амвросия, ездили в Кронштадт к отцу Иоанну. Узнавши, откуда они, отец протоиерей имел обыкновение говорить:

– А, это от старца Амвросия; о, великий старец! Земной поклон ему от меня».

Много свидетельств о взаимоотношении между оптинскими насельниками и отцом Иоанном можно найти в «Летописи Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни», которая в 2022 года была издана в издательстве монастыря.

2 июля 1900 года было отмечено, что «сегодня скитская братия обрадована получением приветствия от высокопочитаемого всей Россией иерея отца Иоанна Кронштадтского. <…> Все скитяне выражают общее желание, чтобы О. Иоанн Кронштадтский посетил Оптину пустынь» [1].

В начале 1901 года к отцу Иоанну ездил келейник старца Иосифа рясофорный послушник Иоанн (Медведев) «для испрошения св. благословения о. Иоанна Кронштадтского на постройку в скиту нового храма, в честь преп. Льва Катанскаго, ангела старца о. Льва, положившего начало старчеству в Оптиной пустыни, и преп. Иоанна Рыльского» [2].

Поездка продолжалась с 18 февраля по 1 марта 1901 года.

Отец Иоанн не только преподал благословение на постройку нового храма, но и передал свое желание посетить Иоанно-Предтеченский скит [3]. К сожалению, известный пастырь не смог исполнить своего желания.

Получив известие о кончине святого, вся оптинская братия скорбела и поминала отца Иоанна в молитвах. В «Летописи скита» 21 декабря 1908 года была сделана запись: «Сегодня получено известие о кончине великого молитвенника – пастыря Церкви Русской о. протоиерея Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского). По сему случаю по окончании воскресной вечерни была совершена в скитском храме панихида по усопшем, которую служил о. скитоначальник с иеромонахами оо. Нектарием и Адрианом. В конце панихиды о. скитоначальник обратился к братии с кратким словом, в котором упомянул о почившем о. протоиерее, как великом труженике, молитвеннике и носителе духа любви христианской» [4].

22 декабря 1908 года отмечалось: «Сегодня, в третий день по кончине о. Иоанна Кронштадтского, в скиту была в 7 часов утра совершена панихида по нем. Служил о. скитоначальник соборне» [5].

В Оптиной пустыни всегда молитвенно чтили память отца Иоанна Кронштадтского, о чем можно найти многочисленные записи в «Летописи скита».

28 января 1909 года. Сего числа, в 40-й день по кончине о. протоиерея Иоанна Кронштадтского в скиту была отслужена о. скитоначальником с иеромонахом о. Нектарием заупокойная литургия и по оной панихида по усопшем молитвеннике земли русской. Пред панихидою о. скитоначальник произнес слово, посвященное памяти почившего. В монастыре накануне было отслужено заупокойное бдение, к которому ходили и скитяне. Заупокойные службы были совершены в церквах Империи по определению Св. Синода вследствие Высочайшего рескрипта митрополиту Санкт-Петербургскому по поводу кончины о. Иоанна, в каковом изображено между прочим: ныне вместе с возлюбленным народом нашим, утратив возлюбленного молитвенника нашего, мы проникаемся непременным желанием дать достойное выражение сей совместной скорби нашей с народом молитвенным поминовением почившего, ежегодно ознаменовывая им день кончины о. Иоанна, а в нынешнем году приурочив оное к сороковому дню оплакиваемого события» [6].

20 июня 1909 года. Сегодня в полугодовой день по кончине о. протоиерея Иоанна Кронштадтского по окончании заупокойной литургии, была совершена о. скитоначальником панихида по почившем соборне [7].

20 декабря 1910 года. Сегодня во исполнение определения Свят. Синода, о коем упомянуто в сей летописи под 28-м числом января 1909 г., совершена в скиту заупокойная литургия и по оной о. скитоначальником соборне панихида по о. Иоанне Сергиеве (Кронштадтском) по случаю 2-й годовщины со дня его кончины. После панихиды о. скитоначальником произнесено слово, посвященное усопшему [8].

20 декабря 1911 года. Память прот. Иоанна Кронштадтского. Утреня отправлялась в соборной келье по-церковному, затем была ранняя обедня и после оной – панихида [9].

Старец Варсонофий Оптинский говорил своим духовным чадам об отце Иоанне Кронштадтском: «Да, отец Иоанн был великий молитвенник, подвижник дерзновенный; он мог у Господа просить всего и замолить все, а я, грешный человек, не имею такого дерзновения».


[1] Летопись скита Оптиной пустыни: В 2 т. Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2022. Т. 2: 1900–1918. С. 24–25.

[2] Там же. С. 32.

[3] Там же. С. 33.

[4] Там же. С. 122.

[5] Там же. С. 122.

[6] Там же. С. 123–124.

[7] Там же. С. 129.

[8] Там же. С. 147.

[9] Там же. С. 164.

В.В. Каширина