Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Воз­дер­жа­ние имей по си­ле и об­ра­ти вни­ма­ние на внут­рен­нее де­ла­ние: са­мо­у­ко­ре­ние, сми­ре­ние, тер­пе­ние, лю­бовь; ближ­них не за­зи­рай и не осуж­дай, свои гре­хи и не­мо­щи смот­ри.

преп. Макарий

Не до­ве­рять се­бе и не сле­до­вать сво­е­му ра­зу­му и во­ле есть путь ко сми­ре­нию; без не­го же, хо­тя бы и доб­рое что бы­ло на­ми сде­ла­но, — Бо­гу не­при­ят­но.

преп. Макарий

Вот так-то бу­дет луч­ше — по­ви­но­вать­ся и от­вер­гать свою во­лю. Бу­дешь так пос­ту­пать, и впредь во всем бу­дет хо­ро­шо и ра­до­ст­но.

преп. Исаакий

Благодарное Богу сердце

Просите Вы меня сказать Вам: в чем состоит путь спасенья? На сие Сам Христос ответствует Вам, говоря: «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе(Мк. 8, 34). Это означает не то, чтобы отказаться от родительскаго наследства, но отказаться или отречься от своей воли, и от своего разума. Справедливо вы пишете, что без смирения невозможно быть покойной; а смирение  дело не покупное. Оно от Спасителя нашего туне дается. Но Вы приучили себя к тому, чтобы и милость Божию утешением себе иметь только в исполнении своей воли и желаний; а воля Божия исполняется в отсечении своей воли, о чем мы ежедневно и должны просить Матерь Божию, молитвенно взывая к ней: «не попускай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога!»

Благодарное Богу сердцеБлагодарите Господа Бога за спасительный Промысл Его, и не ведайте ничего, кроме единой воли Божией, говоря: Отче наш, да будет воля Твоя, а не моя. Ибо благодарное Богу сердце есть открытый сосуд для Его благодати! ...Все ропщущие суть люди пустые и неблагонадежные; а смиренные сердцем и бездерзновенные и без просьбы и искания будут удостоены милости Божией!

Что случится не по Вашему, в том и ощутительная польза для души Вашей будет. В таких случаях должно говорить: благо мне Господи, яко смирил мя еси горделивую и грешную. (Пс. 118, 71) Гордость любит иметь преимущество пред всеми, а смиренье ни с кем себя не сравнивает, считая себя хуже всех. Для горделивых укорение — нож острый; а для смиренных — находка богатая. Более всего смиряйте себя в мысли пред Богом и людьми, чрез что и Царствие Божие узрите внутрь себя, и в то время будет лице Ваше сиять благоговейным спокойствием и приятною улыбкою.

Из писем прп. Антония Оптинского