Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Те, ко­то­рые на нас не­го­ду­ют, они нас на­у­ча­ют лю­бо­му­д­р­ство­вать в ис­пы­та­нии се­бя: точ­но ли мы хрис­ти­а­не? лю­бим ли вра­гов на­ших? – и поз­на­нию в сем на­шей не­мо­щи.

преп. Макарий

Участь всех хо­тя­щих спас­тись – стра­дать. По­­это­му, аще стра­да­ем, да ра­ду­ем­ся, ибо со­де­ва­ет­ся на­ше спа­се­ние.

преп. Никон

Страс­ти не мо­гут на­ми гос­по­д­ство­вать, ког­да мы про­тив­ля­ем­ся им и при­зы­ва­ем на них по­мощь Бо­жию. Ук­реп­ля­ет же на нас страс­ти и по­да­ет им над на­ми по­бе­ду на­ше са­мо­лю­бие и гор­дость.

 

преп. Макарий

О приобретении душевного мира

Дело спасения нашего требует на всяком месте, где бы человек ни жил, исполнения заповедей Божиих и покорности воле Божией. Этим только приобретается мир душевный, а не иным чем, как сказано в псалмах (Пс. 118: 165): Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна. А ты ищешь мира внутреннего, и успокоения душевного от внешних обстоятельств. Все кажется тебе, что ты не на том месте живешь, не с теми людьми водворилась, что сама не так распорядилась, и что другие будто бы не так действовали. В Священном Писании сказано (Пс. 102: 22): на всяком месте владычествие Его, то есть Божие; и что для Бога дороже всех вещей целого мира спасение одной христианской души.

О приобретении душевного мираКак бы вещи употреблены ни были, лишь бы с благим намерением, Бог приемлет в благое; и часто из ошибок человеческих устраивает полезное. Преподобный Антоний Великий сказал: «О мимошедшей вещи не раскайся», то есть понапрасну не жалей о том, что сделано так или иначе, только вперед старайся употреблять вещи должным образом.

Сам Господь во Святом Евангелии (Мф. 11: 29-30) прямо и ясно говорит: Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Слова эти показывают, во-первых, что несение ига Христова, прежде всго, заключается в кротости и смирении. Во-вторых, наставление и назидание для собственной жизни должно брать более с примера Христа Спасителя, нежели с примера людей, в которых невозможно обретать полного совершенства, по немощи человеческой. И потому, под благовидным предлогом, не должно смущаться тем, что некоторые не подают нам назидательного примера так, как бы мы желали. При этом может быть ошибка и в том, что мнение и намерения людей различны, — один думает и рассуждает так, а другой иначе. Потому и религиозные взгляды на вещи неодинаковы. Сердца же человеческие знает только один Бог. Поэтому и говорится: ин суд Божий, и ин человеческий. Не без причины Господь ключи Царствия Небесного вручил апостолу Петру, а ключи ада и смерти удержал у Себя. Святитель Димитрий Ростовский объясняет эту причину так: "Чтобы и великие святые, по несовершенству человеческому, не посылали во ад таких людей, которые по сокровенному добру, ведомому одному Богу, достойны наследия Царствия Небесного". В-третьих, слова Спасителя показывают, что безпокойство наше и смущение происходят не от других, а от нас самих, по недостатку в нас кротости и смирения.

Из писем прп. Амвросия Оптинского