Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Внеш­ний мир с его кра­со­та­ми бла­гот­вор­но действу­ет на че­ло­ве­ка, и ду­ша, спо­соб­ная нас­лаж­дать­ся кра­со­тою ми­ра, есть ду­ша воз­вы­шен­ная, но че­ло­век, дос­тиг­ший со­вер­ше­н­ства, со­зер­ца­ет в ду­ше сво­ей та­кую кра­со­ту, пе­ред ко­то­рой ви­ди­мый мир ни­че­го не сто­ит. Гос­подь ска­зал про ду­шу че­ло­ве­ка, лю­бя­ще­го Бо­га: к не­му при­дем и оби­тель у не­го со­т­во­рим (Ин. 14, 23). Не­пос­ти­жи­мо, как это в ма­лень­ком серд­це по­ме­ща­ет­ся Сам Гос­подь, а где Гос­подь, там и рай, там и Царство Бо­жие. Царство Бо­жие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).

преп. Варсонофий

Вся жизнь про­хо­дит в су­е­те. Ум идет пос­ре­ди су­ет­ных мыс­лей и соб­лаз­нов. Пос­те­пен­но он на­вык­нет пом­нить о Бо­ге так, что в су­е­те и хло­по­тах, не ду­мая, бу­дет ду­мать, не пом­ня, пом­нить о Нем. Толь­ко бы шел не ос­та­нав­ли­ва­ясь. По­ка есть это стрем­ле­ние впе­ред – не бой­ся, цел твой ко­раб­лик и под сенью крес­та со­вер­ша­ет свое пла­ва­ние по жиз­нен­но­му мо­рю, цел он, и не на­до бо­ять­ся мо­гу­щих слу­чить­ся бурь. Без не­по­го­ды не обой­дет­ся и ни­ка­кое обык­но­вен­ное пла­ва­ние, тем па­че жиз­нен­ный путь, но не страш­ны жиз­нен­ные невз­го­ды и бу­ри шест­ву­ю­щим под прик­ры­ти­ем спа­си­тель­ной мо­лит­вы: Гос­по­ди Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­ную,– не страш­ны они, толь­ко бы не впасть в уны­ние, ибо уны­ние по­рож­да­ет от­ча­я­ние, а от­ча­я­ние уже смерт­ный грех.

преп. Варсонофий

Ес­ли и слу­чит­ся сог­ре­шить – верь в ми­ло­сер­дие Бо­жие, при­но­си по­ка­я­ние и иди даль­ше, не сму­ща­ясь.

преп. Варсонофий

Мир душевный дается по мере удаления от страстей

Когда Господь сказал Своим ученикам: мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам (Ин. 14, 27), то как же, получив от Бога такой великий дар — мир, душа не может иметь спокойствия? Но когда кто не имеет спокойствия, то причина тому наши страсти, внутри нас кроющиеся и не побежденные и не истребленные деланием заповедей Божиих; и ежели мы удаляемся случаев, которые нам показывают наши страсти, то никогда не возможем оных истребить; а иногда и бывают случаи оскорбления от других; но мы, вместо того, чтобы попещись об исцелении своей страсти, укоряем других, нанесших нам неприятность, не понимая того, что не они вложили в нас страсть, но залог ее лежит внутри нас, а они токмо показали нам, смотрением Божиим, гнилость нашего устроения, коих бы нам должно считать своими благодетелями, ибо без них мы не познали бы нашей немощи.

Мир душевный дается по мере удаления от страстейВот причина, почему душа не имеет спокойствия — наши страсти. А что человеку возможно иметь спокойствие души, то веруйте относительно этого не моим словам, но словам Самого Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа; Он сказал: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29).

Итак, когда нет спокойствия, то явно, что нет и смирения. Если мы исполняем, по-видимому, долг христианский: ходим в церковь, читаем книги и другие обязанности исполняем, и при всем том увлекаемся в высокоумие и мнение о себе, то уже нельзя ожидать мира и спокойствия; но при всем оном исполнении благого надобно быть смиренным и нищим духом, тогда и спокойствие водворится в нас.

Из писем прп. Макария Оптинского