Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мы не мо­жем ина­че поз­нать се­бя, как в со­об­ра­ще­нии с ближ­ни­ми, при­ни­мая от них уко­риз­ны и до­са­ды, яко вра­че­в­ство сво­им ду­шев­ным яз­вам, и уко­ряя се­бя за не­тер­пе­ние, а не их, но, нап­ро­тив, бла­го­да­рить их, что чрез них поз­на­ли свою ду­шев­ную не­мощь, смот­ре­ни­ем Бо­жи­им. Имея же спо­кой­ствие, бла­го­да­тию Бо­жи­ею, опа­сай­тесь ув­ле­кать­ся мне­ни­ем о се­бе, да не па­ки тож­де пост­раж­де­те: вра­ги не дрем­лют, они бо­ят­ся толь­ко сми­ре­ния.

преп. Макарий

Ко­рень все­му злу – са­мость и уп­ря­мость, рас­тво­ря­е­мые за­вис­тию и зап­рав­ля­е­мые оболь­ще­ни­ем вра­жи­им, по­э­то­му и нуж­но вся­чес­ки пос­та­рать­ся выр­вать этот злой ко­рень: сми­ре­ни­ем и пос­лу­ша­ни­ем, под­ра­жая Са­мо­му Гос­по­ду, Ко­то­рый сми­рил­ся до ра­бия зра­ка и пос­луш­лив был до смер­ти крест­ной и рас­пя­тия.

преп. Амвросий

Ста­рай­ся стя­жать во всем са­мо­у­ко­ре­ние и сми­ре­ние, то и вни­ма­ние бу­дешь иметь, и стра­жу за сво­и­ми сер­деч­ны­ми дви­же­ни­я­ми.

преп. Макарий

Каждый желающий спастись должен уподобиться Богу

Люди, по свойствам души своей уподобившиеся Богу, называются преподобными. Раньше их жизнеописаниями интересовались, теперь эти книги основательно забыты, к великому нашему несчастью. Преподобный – это человек, исполнивший заповеди. "Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть" (Мф. 5, 48).

Каждый желающий спастись должен уподобиться БогуПреподобные очистили душу свою, и освятили ее так, что она по всем свойствам стала подобна Богу. Понятие о подобии предметов мы встречаем и в математике. Один треугольник маленький, другой – большой, но по свойствам своим этот маленький совсем похож или подобен большому, подобен, но не равен. И в природе мы часто наталкиваемся на случаи подобия предметов.

Фарисеи и книжники осуждали Христа за то, что Он Себя называл Богом – "равен Ся творя Богу" (Ин. 5, 18). Господь в ответ на их порицание не сказал: "Я единосущный Отцу Бог", но возразил им: "Несть ли писано в законе вашем: Аз рех: бози есте (Пс. 81, 6)?" (Ин. 10, 34). Это относилось к израильтянам. Фарисеи ничего не могли ответить на это и замолчали. Но каким образом человек уподобляется Богу, как можно применить к нему это название? У древних греков были боги, олицетворявшие собой разные свойства людей, как хорошие, так и порочные, но здесь не про таких богов говорится. Конечно, быть такими же, как Господь, не только из людей, но и из ангелов никто не может, но уподобляться Богу должен каждый человек, если хочет достигнуть Царствия Небесного. Святых, подражавших в высшей степени Богу, так и называют преподобными, но каким образом они похожи на Бога? Поясним это примером. Если взять несколько капелек воды, то хотя они будут малы, но по своим свойствам напоминают то озеро или реку, из которой они взяты. Так и святые заимствуют от Господа Его свойства: благость, любовь, милосердие – и тем уподобляются Господу.

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского