Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

В чем по не­мо­щи ув­ле­чешь­ся, не ма­ло­ду­ше­ст­вуй и не сму­щай­ся, а ста­рай­ся поп­ра­вить это са­мо­у­ко­ре­ни­ем и ис­по­ве­да­ни­ем спер­ва Серд­це­вед­цу Бо­гу, а по вре­ме­ни и ду­хов­но­му от­цу. Слу­ча­ю­щи­е­ся ув­ле­че­ния да на­у­чат те­бя ук­ло­не­нию, и ос­то­рож­нос­ти, и ох­ра­не­нию се­бя, чрез страх Бо­жий. Пре­дай­ся во­ле Бо­жи­ей и ожи­дай с тер­пе­ни­ем ре­ше­ния сво­ей учас­ти.

преп. Амвросий

Мы приш­ли учить­ся ду­хов­ной жиз­ни: что ж уди­ви­тель­но­го, ес­ли пог­ре­ша­ем? Бу­дем исп­рав­лять­ся! А исп­ра­вит нас Сам Бог!

преп. Анатолий

Кто вни­ма­ет се­бе, и жа­ле­ет о сла­бой жиз­ни, и ищет по­мо­щи от Бо­га, тот по­не­во­ле пой­дет пу­тем мы­та­ря, пох­ва­лен­но­го в Еван­ге­лии.

преп. Анатолий

Самолюбие: «будете яко бози»

Самолюбие не есть врожденное, но прибывшее от греха. Не по самолюбию ли пал и первый ангел, пожелав быть равен Богу. Он сам изобрел оное, а не так был сотворен, и тем же прельстил первозданных, внушив им: будете яко бози (Быт. 3, 5). Они, приняв сей совет, возлюбили себя, презрев заповедь Божию, вкусили от запрещенного плода; оттого помрачили и разум, и волю. Видите, самолюбие не врожденное в человеке, а прибывшее от греха. Святые отцы учат нас: самолюбив не может быть братолюбив. Когда мы будем нищи духом и смиренны сердцем, по учению Христову, то далеко прогнано будет от нас самолюбие.

Нельзя этому удивляться, что вы мало знали себя. Вы сами сознаете себя в самолюбии, а оно-то и ослепляет, чтобы не видеть своих недостатков душевных, а видеть свои добродетели или стараться таковыми похвалиться перед людьми, но смирение открывает глаза нам, и мы можем видеть даже и малые наши погрешности. Как через самолюбие и гордость отпадаем от Бога и тьмою омрачаемся, так смирением приближаемся к Богу и просвещаемся. Сам Господь, Царь славы, смирил Себя до рабия образа и нам оставил Собою пример, да последуем стопам Его, и повелел научиться от Него смирению и кротости, где и покой обрящем.

Упоминаете не раз о самолюбии своем и будто уважаете оное, красуетесь им, как некою утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством, и это по неведению или от помрачения страстей. Мирская мудрость буйство есть перед Богом, а духовная мудрость кажется для мира буйством, но мудрование плотское вражда есть на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может (Рим. 8, 7).

Из писем прп. Макария Оптинского