Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Осо­бен­но не тре­вожь­ся хуль­ны­ми по­мыс­ла­ми, ко­то­рые яв­но про­ис­хо­дят от за­вис­ти вра­жи­ей. Со сто­ро­ны же че­ло­ве­ка по­во­дом к оным бы­ва­ет или гор­де­ли­вое са­мом­не­ние, или осуж­де­ние дру­гих.

преп. Амвросий

Ес­ли те­бя за уе­ди­не­ние счи­та­ют гор­дою – ра­дуй­ся. Ес­ли ме­ша­ют мо­лить­ся, не уны­вай, а сми­ряй­ся.

преп. Анатолий

Ког­да Сам Хрис­тос Спа­си­тель наш пос­луш­лив был не на вре­мя не­кое крат­кое, но до смер­ти, по­се­му ес­ли и мы бу­дем всег­да пос­луш­ли­вы, то бу­дем всег­да и счаст­ли­вы. Но то на­ше го­ре, что лю­тая страсть са­мо­лю­бия со­де­ла­ла во­лю на­шу же­лез­ною, то есть неп­рек­лон­ною к пос­лу­ша­нию: час­то предс­тав­ля­ет­ся нам, что мы и ум­ны, и луч­ше мо­жем ви­деть дру­гих, и про­чее.

преп. Антоний

Настоящий старец — «без «химеры» и фанатизма»

Что и как говорить посетителям, о. Леонид о том не заботился и действовал по внушению Божию.

Чтоб не смущать духовною высотою своею приходящих к нему, о. Леонид прикрывался шутливым обращением. Самая его речь, состоя из слов Писания и выразительного меткого народного наречия, была особенная. Старец был неизменно и безусловно прямодушен, представляя полную противоположность тем, о ком сказано: «Умякнуша словеса их паче елея, и та суть стрелы» (Пс. 54, 22).

«Свой своего всегда найдет», — говорил он, — т. е. всякий поймет нужное ему наставление, как бы оно ни было выражено. Не любил старец «ученого штиля политику и душевного человечества художественное соображение». «Ребята, за что купил, за то и продавай!» — наставлял он учеников.

Простота о. Леонида доходила иногда до полуюродства, и некоторые не могли понять таких действий старцева смирения, и осуждали его, как осуждали за тучность, происходившую от болезни. Но прозорливый старец исправлял таких людей, открывая им их помыслы и напоминая им грехи, которые должны бы больше их касаться, чем тучность о. Леонида.

Внешних изъявлений привязанности о. Леонид не любил, называя их «химерою». «Я был при о. Феодоре без фанатизма, — говорил он, — мысленно же готов был кланяться ему в ноги».

Внутренний мир, успокоение сердечное и радость ощущались в присутствии старца; помыслы исчезали, горе утихало при виде его…

Болея о ближних, старец не отказывался от помощи им и в телесных болезнях. Много раздавал он «горькой воды» (особый состав), которая по кончине его не имела уже той целебной силы; помазывал елеем от неугасимой лампады, теплившейся перед келейной его иконою Владимирской Божией Матери, посылая часто к святителю Митрофану, и иногда больные возвращались к старцу, получив исцеление на пути…

Все человеческие беды, которых зрителем был о. Леонид, извлекали у него глубокие вздохи, слезы и потрясали всю внутренность его. Тогда за облегчением обращал он взор на лик Владычицы. Оставаясь же один, до того углублялся в молитву, что не слышал ничего, происходившего вокруг.

Из книги Е.Поселянина «Русские подвижники XIX века»