Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да не име­ете вре­мя мно­го на мо­лит­ву, до­воль­ствуй­тесь тем, сколь­ко име­ете, а Бог при­мет ва­ше про­из­во­ле­ние; пом­ни­те, что мы­та­ре­во чувство бы­ва­ет при­ят­но Бо­гу в мо­лит­ве, и опа­сай­тесь да­вать це­ну сво­ей мо­лит­ве: это де­ло Бо­жие, а не на­ше.

преп. Макарий

Мо­лит­ва вещь та­кая, что, про­жив­ши в мо­нас­ты­ре нес­коль­ко лет, не ско­ро на­у­чишь­ся мо­лить­ся как сле­ду­ет, а те­перь по­ка мо­лись, как уме­ешь и как мо­жешь, толь­ко с мы­та­ре­вою мыслью.

преп. Амвросий

Про­шу вас за оби­дя­щих вас мо­лить­ся, го­во­ря: не­на­ви­дя­щих и оби­дя­щих нас ра­бов Тво­их (имя рек) прос­ти, Гос­по­ди Че­ло­ве­ко­люб­че, не ве­дят бо, что тво­рят, и сог­рей их серд­це на лю­бовь к нам, не­дос­той­ным.

преп. Антоний

Отдых духовный

Но, положим, человек не поддался искусительной мысли, что будто Бога нет, он верует в Господа, – тогда враг искушает иным образом. «Отдохни, – говорит он, – ты устал. Ну, если не хочешь сойти с лестницы вниз, то, по крайней мере, посиди на ступеньках. Отдых необходим». Правда, отдых необходим не только для тела, но и для души, но какой отдых? Духовный, т.е. чтение Слова Божия, Житий святых и т.д. А враг внушает: «Сходи в театр, пьеса идет нравственная, прекрасная музыка; все это тебя развлечет». Действительно, пошел человек в театр и вынес, как ему кажется, хорошее впечатление.

Отдых духовныйПотом враг соблазнит пойти в гости, хотя там часто бывают безбожники, но что до этого? И в гости пошел, а там опять попалась афиша одного театрального представления и опять пошел в театр, да и вернулся к прежней плотской жизни, которую уже, было, оставил. Нет, такой отдых незаконен. Повторяю: – отдых нужен, и люди не только все молились. И в молитве должно быть рассуждение. Только отдых святых был безгрешен и позволял им после него с новыми силами приняться за подвиги. В Александрии жили две девицы: Марина и Кира, святою жизнью. Не довольствуясь этим, они продали все свое имение и ушли в пустынное место, где устроили себе пещеру и подвизались 49 дней в безмолвии и на 50-ый день выходили к людям для беседы и для того, чтобы поделиться с приходившими своей духовной премудростью.

Вот видите, святые не оставались все в подвиге, чтобы не надорваться.

Однажды св. апостол Иоанн Богослов на крыльце своего дома сидел с птичкой на руках. Проходивший человек удивился и сказал:
— Что ты делаешь? Словил птичку и гладишь?
Апостол ответил:
— Ты охотник, кажется, у тебя лук и стрелы, если перетянуть лук, что сделается с ним?
— Он оборвется, – был ответ.
— Так и человек не может упражняться только в духовном. Не выдержит – сорвется, – пояснил апостол Иоанн Богослов.
Надо все делать с рассуждением, а то бывает и ревность не по разуму.


Из бесед преподобного Варсонофия Оптинского