Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Приз­на­ком сми­ре­ния и гор­дос­ти да бу­дет для те­бя сле­ду­ю­щее: вто­рая всех за­зи­ра­ет, уко­ря­ет и ви­дит в них чер­но­ту, а пер­вое ви­дит толь­ко свою ху­дость и не дер­за­ет су­дить ко­го-ли­бо.

преп. Макарий

Кай­ся, сми­ряй­ся, сест­рам ус­ту­пай – что мож­но, и не осуж­дай дру­гих – все с не­мо­ща­ми.

преп. Амвросий

Соз­на­вая свою гре­хов­ность, снис­ки­вай­те сми­ре­ние, ко­то­рое силь­но хо­да­тай­ство­вать ко Гос­по­ду как о про­ще­нии гре­хов на­ших, так и о ут­ве­рж­де­нии впредь, к ис­пол­не­нию за­по­ве­дей Его.

преп. Макарий

О чтении Священного Писания

Наши умы и сердца не очищены и не могут чисто зреть таинственного смысла Священного Писания, поэтому да смиримся, и Бог силен послать нам просвещение истинного разума.

О чтении Священного ПисанияЯ считаю вредными для вас сии действия: испытание разума Писаний, для нас сокровенных и неведомых, ибо прежде времени познание оных вредит нам, а через труды и исполнение заповедей, удобопонимаемых нами, откроет Бог и прочее, нами недоразумеваемое. А если прежде времени узнать весь разум Писаний, то, возгордившись, ум пренебрежет о делании, и все потеряет. Что скоро и без труда приобретается, то скоро теряется и пропадает.

Деятельный разум предпочитается простому понятию и разумению Писаний, почему и сказано: разум кичит, а любы созидает (1Кор. 8, 1). Не надобно углубляться далеко в разумение; чего иногда не понимаете, оставьте это так, ум еще не чист, не может всего обнять; будьте довольны тем, что разумеете, и постарайтесь оное исполнить, тогда и то откроется. Святой Исаак пишет: «горе предати новоначальному высокая», и в другом месте: «не пользует разумение Писаний пребывающих в страстех».

  Святые отцы опасались своим разумом и волею руководствоваться, дабы избежать крайностей: и оскудения, и преумножения, <…> но шли средним царским путем.

Из писем прп. Макария Оптинского