Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Де­ла­ние мо­на­шес­кое долж­но быть тай­ным. По­то­му и мо­лит­ва Ии­су­со­ва у свя­тых от­цев на­зы­ва­ет­ся „сок­ро­вен­ным де­ла­ни­ем". Да­же от са­мо­го се­бя на­до хра­нить в тай­не, не тру­бить, как ска­за­но в Еван­ге­лии, не толь­ко пе­ред дру­ги­ми, но и пе­ред са­мим со­бою.

преп. Никон

При­об­ре­те­ние внут­рен­ней мо­лит­вы не­об­хо­ди­мо. Без нее нель­зя вой­ти в Царство Не­бес­ное. Внеш­няя ум­ная мо­лит­ва не­дос­та­точ­на, ибо она бы­ва­ет и у че­ло­ве­ка, в ко­то­ром при­су­т­ству­ют страс­ти. Вот не­ко­то­рые и го­во­рят: „Ка­кой же смысл тво­рить мо­лит­ву? Ка­кая поль­за?" Ве­ли­кая! Ибо Гос­подь, да­яй мо­лит­ву мо­ля­ще­му­ся (1 Цар. 2, 9), даст че­ло­ве­ку мо­лит­ву или пе­ред са­мой смертью, или да­же пос­ле смер­ти... Толь­ко не на­до ее ос­тав­лять.

преп. Варсонофий

То­ми­тель­ное, час­то бе­зот­рад­ное сос­то­я­ние, пред­ва­ря­ю­щее по­лу­че­ние мо­лит­вы Ии­су­со­вой внут­рен­ней, не бы­ва­ет обя­за­тель­но с каж­дым. Ибо Царь мо­жет сра­зу обо­га­тить ни­ще­го. Но об­щий по­ря­док стя­жа­ния мо­лит­вы Ии­су­со­вой тот, что дос­ти­га­ют ее тру­да­ми и скор­бя­ми, в чис­ле ко­то­рых име­ет се­бе мес­то то­ми­тель­ное сос­то­я­ние ду­ха.

преп. Варсонофий

 «Просите… и дастся вам!» 

Из переписки К. Н. Леонтьева и С.Ф. Шарапова:

В 74 году я приехал из Тур­ции, «обвеянный афонским воздухом», и вскоре поехал в Оптину. Отец Амвросий мне чрезвычайно понравился; но я все-таки в течение пяти лет не получал от него тех уте­шений, которые получал от более сурового Иеронима Афонского. А душевная моя жизнь была очень сложная, трудная, очень запутанная — и сердечно, и хозяйственно и т. д.

 

Ужаснее всего было то, что надо было говорить отцу Амвросию все кратко, все только в окончательном выво­де, без всяких объяснений. Это была мука — после Иерони­ма, который со мной беседовал, расспрашивал, про себя рассказывал, объяснял, богословствовал и т. д., - слышать всякий раз: «Вы покороче: я утомлен; я очень слаб; вы без предисловий; ждет игумения; ждет одна купчиха-вдова уж третий день. Покороче!» И т. д.

Климент выручал, конечно; он рассуждал за старца; он употреблял все усилия, чтобы приучить меня к нему. Я старался — пять лет ездил в Оптину и очень любил туда ездить, но гораздо больше через Климента, чем через отца Амвросия.

Когда Климент умер и я сидел в зальце отца Амвро­сия, ожидая, чтобы меня позвали, — я помолился на об­раз Спаса и сказал про себя: «Господи! Наставь же старца так, чтобы он был опорой и утешением! Ты знаешь мою борьбу!» (Она была иногда ужасна, ибо тогда я еще мог влюбляться, а в меня еще больше!)

И вот отец Амвросий на этот раз продержал меня дол­го, успокоил, наставил, и с той минуты все пошло совсем иначе. Я стал с любовью его слушаться, и он видимо, очень меня любил и всячески меня утешал.

Просите хорошего старца, «и дастся вам!»

(фрагмент письма К. Н. Леонтьева о старчестве // РО. 1894. Октябрь. С. 816-818.)

Из книги монаха Арсения (Святогорского) «Аскетизм»