Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Все не­сут свой крест, и вы не­се­те свой крес­тик, хоть и од­ним паль­чи­ком, а все-та­ки не­се­те. Не­се­ние крес­та не­об­хо­ди­мо пот­реб­но для спа­се­ния вся­ко­му хрис­ти­а­ни­ну, а не толь­ко мо­на­ху. Да, все не­сут крест и нес­ли, да­же во­че­ло­ве­чи­вый­ся Бог нес крест, и Его крест был са­мый тя­же­лый, как зак­лю­чав­ший в се­бе все крес­ты всех лю­дей. И за­меть­те: Бог не­сет крест, а че­ло­век по­мо­га­ет (Си­мон Ки­ри­нейс­кий) тем, что бе­рет от Не­го крест и сам не­сет его. Зна­чит, и мы, не­ся свои крес­ты, по­мо­га­ем Гос­по­ду в не­се­нии крес­та, т.е. го­то­вим­ся быть Его слу­га­ми на не­бе­сах в ли­ке бесп­лот­ных Ду­хов... Ка­кое вы­со­кое наз­на­че­ние!

преп. Варсонофий

Ве­ли­кое име­ем мы, ве­ру­ю­щие, ору­жие – это си­ла Жи­вот­во­ря­ще­го Крес­та. Как по­ду­ма­ешь, страш­но ста­но­вит­ся за не­ве­ру­ю­щих, они со­вер­шен­но бес­по­мощ­ны: это все рав­но, как ес­ли бы че­ло­век со­вер­шен­но бе­зо­руж­ный ночью отп­ра­вил­ся в дре­му­чий лес,– да его там рас­тер­за­ет пер­вый по­пав­ший­ся зверь, а за­щи­тить­ся ему не­чем. Мы же не бу­дем стра­шить­ся бе­сов. Си­ла крест­но­го зна­ме­ния и имя Ии­су­со­во страш­но для вра­гов Хрис­та, нас спа­сет от лу­ка­вых се­тей ди­а­вольс­ких.

преп. Варсонофий

Крест­ное зна­ме­ние долж­но на се­бе по­ла­гать или с име­нем Свя­той Тро­и­цы, про­из­но­ся: „Во имя От­ца и Сы­на и Свя­та­го Ду­ха", или с име­нем Еди­но­го от Тро­и­цы, нас ра­ди во­че­ло­веч­ша­го­ся и во­лею рас­пен­ша­го­ся, про­из­но­ся: „Гос­по­ди Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­на­го".

преп. Амвросий

«Жил он незаметным, а ушел из жизни на виду у всех» Воспоминания об иеромонахе Алипии (Комиссарове)

Иеромонаха Алипия я помню с 2005 года. Именно в этом году появился невысокого роста человек в очках, который спустя некоторое время был одет в подрясник и вновь восстановлен в числе братии Оптиной пустыни. Только потом я узнал, что это один из старейших насельников обители еще начала 90-х годов XX века, которому в тех же годах пришлось покинуть монастырь.

Трудно вспомнить, когда мы с ним познакомились. Вероятно, это произошло в то время, когда его переселили в наш корпус на подсобном хозяйстве монастыря, и так оказалось, что мы с ним стали жить в соседних келиях через стенку.

Осенью 2006 года меня рукоположили в иеромонаха, и по милости Божией мне удалось отслужить весь сорокоуст. Я служил утром и вечером, а в течение дня у меня было достаточно свободного времени, чтобы не только подготовиться к службе и потрудиться на послушании, но и найти время для беседы. Вот тогда-то и началось наше близкое общение.

К о. Алипию я заходил не только днем, но и вечером, когда службы были короткие. Он всегда рад был принять меня и разделить время в беседе. Как одного из первых насельников монастыря, я часто спрашивал его о той братии, которую он застал. Он был немногословен, но всегда рассудительно вел рассказ. С некоторым недоумением о. Алипий говорил: «Раньше мы собирались с братиями вместе, чтобы попить чай и обсудить прочитанное у святых отцов; кто и как это применяет в своей монашеской жизни. А сейчас братия, если и собирается, то говорит не о святых отцах, а совершенно о другом. Как все меняется…»

Как молодой иеромонах, я много спрашивал его о своем новом послушании — священнослужении. Он всегда с рассуждением предлагал мне может быть даже простые, но очень нужные и практичные советы. Помню, он говорил: «Когда тебя поставят исповедовать, никогда сам от себя не давай советы, не налагай больших епитимий. Если сложный вопрос, всегда спроси у духовника обители или у старшей братии». Я благодарен ему за это.

О. Алипий был очень слабого здоровья, что, может быть, и побудило его покинуть Оптину пустынь в начале 90-х годов. Он большей частью находился в келии или гулял. Послушание его было минимальное: ежедневная чреда у св. мощей прп. старца Амвросия 1,5 часа, а в воскресенье и праздники сослужение на поздней литургии. Иногда он еще помогал в росписи храмов обители. Я, видимо, по себе измеряя силы, недоумевал, как человек только это может исполнять. Но иногда и это послушание он не тянул: был не в силах служить летом в жару на всенощной и поздней литургии. Я не понимал, как так можно. Только сейчас становится понятно, что таковы были возможности его здоровья.

Когда он себя хорошо чувствовал, то всегда подолгу гулял. Это было не только днем, но и вечерами, когда была жаркая погода. Частенько мне приходилось его встречать на природе. Бывало идешь, а он сидит на бревнышке и думает. Присядешь рядом и немного поговоришь с ним. Его это всегда утешало. Встаешь, а он не хочет тебя отпускать. Подолгу он так сидел в хорошую погоду, рассматривая природу. Он был художник.

О. Алипий жил в каком-то своем мире. Нельзя сказать, что он очень много молился или что у него было какое-то большое правило. Нет, это был совершенно обыкновенный человек, но погруженный в свой собственный мир.

Была у него одна очень хорошая черта характера: никого не осуждать. Иногда придешь к нему и расскажешь о том, что благочинный неправильно с тобой поступил, а он спокойно выслушает и утешит. Никогда он не раздражался. Даже когда его поставит благочинный в неудобное время в чреду у св. мощей, то он, поделясь со мною этим, не гневается, а спокойно принимает.

Его жизнь была совершенно незаметной. На службе он мало бывал, а все больше — в своей келии. Ничем особенным он не выделялся, никуда не просился и не выезжал из монастыря. Не помню, чтобы он даже поехал лечиться или в какое-то паломничество по святым местам. Всегда в монастыре безвыездно.

Известие о его кончине меня очень сильно поразило и было неожиданным. В планах у меня было летом посетить Оптину пустынь и обязательно встретиться с ним. Но этого не случилось. Промысел Божий судил по-другому.

У него случился инсульт на братской трапезе в субботу Светлой седмицы, в день памяти убиенной оптинской братии. Медицинские средства помогли его вернуть к жизни, но он оказался в коме. Скончался он в больнице в ночь с понедельника на вторник, когда Церковь поминает усопших в день Радоницы. Это не случайное совпадение, а прямое указание Божие нам живущим. Ведь жил он незаметным, а ушел из жизни на виду у всех. Думаю, Господь этим хотел показать, тем насельникам, которые осуждали его в малом несении послушания, что он действительно болел и никого не обманывал. Это был тот полный пшеничный колос, который созревшим клонится к земле, и никто его не видит. Однако, когда зерно из колоса высыпается, то колос поднимается, и становится понятным, что он исполнил свое предназначение.

С уверенность можно сказать, что это был праведник, который исполнил то, чего ждал от него Господь. Он жил по Божьему закону монашеской жизнью и исполнил ту меру, которую смог понести. Многим из нас его жизнь в монастыре останется прямым укором.

Благодарю Бога, который свел меня с этим человеком. Навсегда образ о. Алипия останется в моем сердце и будет для меня некоторым примером и надеждой в исполнении Евангельских заповедей.

Господи, упокой душу усопшего раба твоего новопреставленного иеромонаха Алипия и его святыми молитвами помилуй нас грешных.

 

Епископ Уржумский и Омутнинский Леонид.

г. Уржум. 27 апреля 2015 год.