Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Нуж­но зас­тав­лять се­бя, хо­тя и про­тив во­ли, де­лать ка­кое-ни­будь доб­ро вра­гам сво­им, а глав­ное – не мстить им и быть ос­то­рож­ным, что­бы как-ни­будь не оби­деть их ви­дом през­ре­ния и уни­чи­же­ния.

преп. Амвросий

Мы не долж­ны беспе­чаль­ны­ми быть, но опа­сать­ся, что­бы смерть в на­шу келью ког­да не по­жа­ло­ва­ла неж­дан­ная. По­че­му бу­дем мо­лить­ся и бдеть, ибо бла­жен раб тот и бла­жен­на ра­ба та, ко­их смерть об­ря­щет бдя­щих, не­дос­той­ни же и ока­ян­ни тии, их­же об­ря­щет уны­ва­ю­щих и пог­ру­жен­ных в не­ра­де­ние (как в сон) о спа­се­нии сво­ей бед­ной ду­ши.

преп. Антоний

Ста­рай­тесь быть всег­да го­то­вы­ми к смер­ти, ибо смерть близ­ко и к ста­рым, и к мо­ло­дым, и мо­на­хам, и ми­ря­нам оди­на­ко­во, час­то она при­хо­дит вне­зап­но и не­о­жи­дан­но. Пусть каж­дый по­ду­ма­ет, что бу­дет с его ду­шой.

преп. Варсонофий

Бури в душах страшнее бурь в лесах

Из безмолвного уединения Рославльских лесов являлись миру такие цельные закаленные личности, как отец Моисей и отец Антоний, пред нравственным величием которых благоговейно преклонялись и бедные, и богатые, простые и знатные и высокообразованные люди. Все это было следствием тяжелой борьбы, вынесенной ими со злом физической и нравственной природы.

Какие только напасти, какие искушения постигали их в пустыне! Холод и голод пустынники переносили добровольно. Хищные звери бродили вокруг их келий, разбойники нападали на них, бури завывали над головою, — но пустынники все переносили с надеждой на Бога. Вот как рассказывал об этих напастях отец Моисей.

«Волки постоянно выли около нас в продолжение целой зимы; но мы уже привыкли к их вою, как бы к вою ветра; а медведи иногда обижали нас, расхищая наши огороды. Мы их видели весьма близко и часто слышали, как они ломали по лесу деревья, но никогда они нас не трогали, и мы жили с ними в мире. И от разбойников помиловал нас Бог, хотя и часто слышали, что они бродят у нас в околотке. Впрочем, нас нелегко было найти, да и нечем было им у нас поживиться.

Однажды только, Божиим попущением, случилось искушение; как теперь помню, это было 14 ноября, поздно вечером. Старец мой, отец Афанасий отдыхал, а я переписывал Святцы, так как письмо по уставу было обычным моим занятием. И только что начал писать молитву к Божией Матери: «Под Твое благоутробие прибегаем, Богородице, моления наша не презри во обстояниих»; кто-то постучался в дверь, — то были разбойники. Они, обобравши келью бывшего в отлучке отца Дорофея, пришли втроем к нам.

Не снимая крючка, я стал спрашивать: «Кто там?» — «Да вот работники в лесу заблудились; нет ли вблизи селения?» И так вопрос за вопросом. Я со свечей в руках полуотворил дверь и увидел неизвестного человека, он продолжал разговор со мною, сняв шапку. — «Ты говоришь: мы, а где же другие?» — спросил я. В это время из-за крыльца показался его товарищ в шапке, на которого первый тотчас прикрикнул: «Сними шапку-то!» А издали приближался и третий с рогатиною. Старец, услышав длившийся разговор, взглянул за дверь и в то же время получил тяжелый удар в бок по руке с словами: «Его-то нам и надобно!»

Заслонив собою старца, я силился припереть наружную дверь, но подпорка попала между дверью и стеною, и нас бы, конечно, убили, если бы, по счастью, не случился на тот раз в нашей келье молодой здоровый крестьянин, который принес нам пищу из селения и остался за ночным временем. Проснувшись на шум, он схватил топор и еще со сна закричал: «Много-ли их тут? Всех перебью!»

Разбойники, подумав, что нас много в келье, разбежались, оставив старца еле жива, и долго болел он от полученного удара. Матерь Божия, видимо, спасла нас.

Кроме же сего случая, других в продолжение десяти лет нашего пустынножительства, благодаря Богу, не было. Но страшнее разбойников бывали для нас порывистые бури, ломавшие вековые деревья и грозившие задавить нас. Однажды обрушилось огромное дерево подле самой нашей кельи с таким треском, что я уже думал, — вот настала последняя минута! — но и тут помиловал нас Господь, — оно лишь ветвями задело крышу. Но страшен и самый рев бури в вековом бору, когда она ходит по нему и, как трости, ломает то, что росло целые столетия.

Как ни страшны были бури в лесу, как ни жутко было прислушиваться к их реву, но еще страшнее были для пустынников бури, поднимавшиеся в их душе, особенно у новоначальных, при мысли о трудностях пустынножительства.

Из Собрания сочинений Фуделя С.И.