Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Луч­шим ру­ко­во­д­ством бу­дет для вас чте­ние жи­тия свя­тых.

преп. Варсонофий

Ес­ли взять в раз­мыш­ле­ние один свой язык, то сколь­ко им про­из­не­се­но бы­ло зла – ху­лы на Бо­га, осуж­де­ния на ближ­них, ро­по­та, нас­ме­шек, ко­щу­н­ства, бол­тов­ни, бра­ни, бож­бы и про­чее и про­чее! И про­хо­дит ли в го­ду хо­тя один день, в ко­то­рый бы мы язы­ком сво­им не сог­ре­ши­ли, за­бы­вая о том, что за каж­дое празд­ное сло­во от­вет от­да­дим Бо­гу. По­се­му Гос­подь Бог, про­мыш­ля­ю­щий о на­шем ис­прав­ле­нии и спа­се­нии, и по­сы­ла­ет скор­би, от ко­то­рых че­ло­век не толь­ко празд­нос­ло­вить, но и дель­ное го­во­рить зат­руд­ня­ет­ся.

преп. Антоний

Поль­за на­ша бы­ва­ет не от ко­ли­че­ст­ва слов, а от ка­че­ст­ва. Иног­да и мно­го го­во­рит­ся, а слу­шать не­че­го, а в дру­гое вре­мя и од­но ус­лы­шишь сло­во, и оно ос­та­ет­ся на всю жизнь в па­мя­ти.

преп. Антоний

Преподобномученик Иоанникий (Дмитриев) 10 (23) ноября

Преподобномученик Иоанникий (Дмитриев). Оптина ПустыньПреподобномученик Иоанникий (в миру Иван Алексеевич Дмитриев) родился в 1875 году в деревне Заводские Хутора Тульской[1] губернии в семье крестьянина; в их семье было пятеро детей. В течение трех лет Иван зимой ходил на дом к учителю и обучался грамоте, а летом пас скотину на пастбище. В двенадцать лет он пошел вместе с деревенскими портными по деревням в качестве ученика и в течение трех лет обучался портняжному ремеслу. Когда Ивану исполнилось семнадцать лет, он отправился в Москву и устроился в портняжную мастерскую. Проработав три года, он на две недели приехал в родную деревню повидать отца с матерью, а затем вернулся в Москву. Вскоре умерла мать, и он взял к себе на содержание всю семью – отца и братьев с сестрами. Иван рос с детства благочестивым, а в юности почти ежедневно посещал церковь и читал много духовных книг. Два года он жил с мыслью уйти в монастырь и в конце концов остановился в своем выборе на ските Оптиной Пустыни.

В 1903 году[2] Иван приехал в Оптину Пустынь; две недели он прожил в ней и беседовал с настоятелем, который, увидев высокий духовный настрой благочестивого юноши, принял его в обитель послушником. Поначалу он нес послушание портного в Скиту. Здесь, 27 ноября 1911 года[3], прп. Варсонофий, старец Оптинский, постриг Ивана в монашество с именем Иоанникий[4], а в 1914 году, 16 ноября,[5] скитской пономарь о. Иоанникий был рукоположен в сан иеродиакона. С 1917 года он был экономом в архиерейском доме у епископа Калужского Феофана (Тулякова). В 1918 году иеродиакон Иоанникий был мобилизован в тыловое ополчение и прослужил здесь два года. В 1921 году епископ Феофан рукоположил его в сан иеромонаха и направил служить в село Сухиничи неподалеку от Калуги. В 1927 году епископ Феофан был переведен на другую кафедру; назначенный вместо него епископ Стефан (Виноградов) возвел в 1928 году иеромонаха Иоанникия в сан игумена и определил его настоятелем Георгиевского монастыря в городе Мещевске.

Направляя отца Иоанникия в монастырь, владыка благословил его помогать всем престарелым монахам и монахиням, жившим тогда при монастыре. В 1929 году монастырь закрыли, а на его месте была организована коммуна «Искра». Отец Иоанникий после закрытия монастыря был назначен настоятелем мещевского собора. Монахи закрытой обители образовали вокруг собора некое подобие монастырской общины, с уставными службами в соборе. Они жили теперь по частным квартирам, но все строго выполняли устав. Отец Иоанникий, исполняя благословение епископа, помогал монашествующей братии, и в особенности тем, кто по старости или болезни не мог себя содержать. Наличие вокруг городского собора некоторого числа монашествующих обратило на себя внимание властей. В это время властями проводилась коллективизация, к которой они сами относились как к мероприятию рискованному, и оттого опасались крестьянских восстаний и сопротивления – или пассивного, когда люди не шли в колхозы, или активного, когда они готовы были идти на физическое сопротивление. Священнослужителей и монахов власти считали первыми своими врагами, а зная, что это наиболее просвещенные люди, почитали их врагами вдвойне.

В октябре 1932 года власти арестовали в городе Мещевске девятнадцать человек, из них одиннадцать – монахов и монахинь. Игумен Иоанникий был арестован 31 октября и заключен в тюрьму города Брянска. 16 ноября он был вызван на допрос и на вопросы следователя ответил: «По существу предъявленного мне обвинения в создании контрреволюционной группировки из монашествующих и бывших торговцев и проведении агитации против мероприятий советской власти виновным себя не признаю. Служба в церкви шла продолжительно, хотя некоторые молитвословия монашеские и были сокращены. Акафисты в начале службы читались, а потом во время самой службы пелись, но это было заведено еще до меня. Службы проходили в церкви ежедневно. Это я делал из-за заботы об истинной христианской православной вере, как и должен был делать каждый священник. Никакого подпольного монастыря при мещевском соборе у нас не было. Все монашествующие признавали меня за своего духовника, но за старшего не считали».

Следователи, собрав против игумена Иоанникия показания «свидетелей», их ему зачитали. Выслушав, отец Иоанникий ответил: «Указанные мне якобы конкретные случаи моей контрреволюционной деятельности категорически отрицаю и заявляю, что я нигде и никогда не говорил против тех или других мероприятий советской власти. Со стороны арестованных со мною я также ни разу не слышал что-либо против мероприятий советской власти».

15 марта 1933 года Тройка ОГПУ приговорила игумена Иоанникия к ссылке в Северный край на пять лет. По возвращении из ссылки он был возведен в сан архимандрита и направлен служить в Николо-Казинский храм в городе Калуге. Осенью 1937 года власти арестовали архимандрита Иоанникия вместе со сщмч. архиепископом Августином и группой духовенства Калуги. 28 октября состоялся допрос священника.

— Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность. Следствие предлагает вам по этому вопросу дать откровенные показания, — потребовал следователь.

— Я среди духовенства и верующих неоднократно высказывал недовольство советской властью, обвиняя ее в том, что в результате ее политики по всему Советскому Союзу по требованию советской общественности закрылись церкви, кроме этого я говорил о том, что советская власть несправедливо проводит репрессии в отношении бывших людей... и духовенства, — высказал отец Иоанникий свое мнение, но отказался признавать себя виновным в контрреволюционной деятельности и оговаривать других.

19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архимандрита Иоанникия (Дмитриева) к расстрелу. Преподобномученик Иоанникий был расстрелян 23 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

 

Источники, использованные для написания жития:

Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Тверь. ООО «Издательский дом «Булат». 2001. т.V, сс. 405–407, 414.

____________________________________________________________________________

[1] РГБ, ф.213, к.1, ед.хр.3, л.774 об

[2] Там же

[3] ГАКО, ф.903, Оп.1, д.339, л.22

[4] РГБ, ф.214, №367, л.203

[5] ГАКО, ф.903, Оп.1, д.339, л.22