Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Разные есть степени блаженства, смотря по заслугам каждого: иные будут с Херувимами, другие — с Серафимами и так далее, а нам бы только быть в числе спасающихся.

преп. Варсонофий

Блудная страсть всех воюет. И на мытарствах бес блуда похваляется пред всеми князьями тьмы, что он больше всех дал добычи аду. Терпи и проси Божией помощи.

преп. Анатолий

Богатство состоит не во имениях многих, но в доброй совести, которая и без богатства тленного уже имеет свои награды: и Бог силен даровать нам нужное и довольное.

преп. Лев

Готовимся к Радонице

Во вторник Фоминой седмицы Святая Церковь совершает службу с поминовением усопших — этот день известен под названием Радоница.

Радоница обязана своим происхождением тому уставному предписанию, по которому в Великом посте поминовение усопших, не совершается в свое время по случаю великопостной службы и переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная Литургия. Таким и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни, еще нельзя совершать панихиду, как должно быть при поминовении.

Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников ― сразу после Светлой пасхальной недели ― как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь ― жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Ведь, поминовение усопших в этот день совершается также и на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят близким усопшим и всем православным христианам радостную весть о Воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова». Отсюда и сам день поминовения называется Радоницей. 

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц ― нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», ― пишет святитель.

К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом в сочетании с особенно недопустимыми языческими обычаями. Кладбища ― это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными. Поэтому следует помнить, что вести себя на кладбище христианину подобает соответствующим образом.

Молитва за усопших ― это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике ― все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, поскольку сама она уже не может творить добрых дел и повлиять на свою загробную участь.

Исходя из этого, лучшим обычаем праздника Радоницы для каждого христианина, было бы: прежде посещения кладбища, прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших для поминовения в алтаре за проскомидией. При совершении этой службы, за души усопших священником вынимаются из особой просфоры частички, а затем в знак омовения их грехов, опускаются в Чашу со Святыми Дарами. Если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой, его прошения об усопших будут более близки ко Господу.

Обычно после вечернего богослужения, или на следующий день после Литургии, во всех храмах Православной Церкви совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. В нашей святой обители панихида будет совершена завтра, сразу после поздней Литургии.      

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих

Источники: patriarchia.ru pravoslavie.ru