Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Кто соз­на­ет се­бя не­дос­той­ным греш­ни­ком, тот пла­чет о сво­их гре­хах. А соз­на­ю­щий свое не­дос­то­и­н­ство и пла­чу­щий о сво­их гре­хах не мо­жет под­вер­гать­ся гне­ву. Он бу­дет кро­ток по при­ме­ру Спа­си­те­ля, Ко­то­рый ска­зал: На­у­чи­те­ся от Ме­не, яко кро­ток есмь и сми­рен серд­цем (Мф. 11, 29).

преп. Никон

Слиш­ком боль­шое нап­ря­же­ние вред­но. Мож­но по­те­рять си­лы нап­рас­но и обес­си­леть. На­до ог­ра­дить се­бя же­лез­ным коль­цом за­по­ве­дей. Каж­дое свое действие на­до со­вер­шать толь­ко пос­ле то­го, как про­ве­ришь, сог­лас­но ли с за­по­ве­дя­ми, со Свя­тым Пи­са­ни­ем. И да­же сло­ва на­до про­из­но­сить пос­ле то­го, как по­мо­лишь­ся и про­ве­ришь.

преп. Никон

Грех, прик­ры­тый ли­чи­ною доб­ра, подк­ра­ды­ва­ет­ся и пов­реж­да­ет ду­ши не по­ве­ря­ю­щих се­бя Еван­ге­ли­ем. Еван­гельс­кое доб­ро тре­бу­ет са­мо­от­вер­же­ния, „от­ре­че­ния от сво­ей во­ли и ра­зу­ма".

преп. Никон

Слово на Богоявление

Крещение Христово в Иордане — откровение Святой Троицы человечеству. Чрез него обнаружена пред нами тайна Триединства Божества. Спаситель на Иордане снял печать с этой тайны, величайшей на небе и на земле. Мы говорим «и на земле», потому что Троичностью Божества объясняется и глубочайшая тайна самого человека — его троичность, как уже в самом начале Священного писания сказано: Бог сотворил человека по образу Своему (Быт. 1, 26). Потому праздник крещения Христова и называется Богоявлением, ибо Бог явился на реке Иордан таким, каков Он есть, насколько это явление доступно человеку в теле. Сей праздник называется ещё и Просвещением, ибо он озаряет дух человеческий познанием глубочайшей Божественной тайны. Он называется Просвещением и потому, что крещение Христово погружением в воду просвещает наш разум, очищает наше сердце и облагораживает нашу душу познанием строя нашего спасения, который состоит в погребении ветхого человека и рождении нового, или, другими словами, в смерти всего нашего грешного и смертного естества и оживлении безгрешного и бессмертного.

Всё то, что произошло при крещении Христовом, происходит и при крещении всякого из нас. Погружением в воду мы умираем со Христом, восстанием из воды мы соединяемся с живым Христом. Кроткий Дух Божий, как голубь, парит над нами, вдохновляя нас Своею всемогущей благодатью. А Отец усыновляет нас чрез любовь Иисуса Христа и свидетельствует об этом усыновлении Своим гласом. Кто может знать, что происходит в душе всякого младенца в момент крещения? Помрачённые и подавленные последующими грехами, мы забываем величайшую небесную тайну, открывающуюся нам при крещении.
Потрудимся же, братья и сестры, твёрдою верою, молитвою, добрыми делами, и при том в неизменном смирении и послушании Богу, возвратить безгрешную чистоту, в которую мы облеклись крещением; тогда и мы просветимся, отверзнутся нам небеса, и явится Бог — Отец, Сын и Дух Святый, Троица Единосущная и Нераздельная, Коей подобает слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святитель Николай Сербский