Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Свя­той апос­тол го­во­рил: Чад­ца, лю­би­те друг дру­га (ср.: 1 Ин. 3, 18-19), сми­ряй­тесь, сми­ряй­тесь. По­то­му что ес­ли ко­го лю­бишь (а лю­бить на­до каж­до­го, по­то­му что каж­дый че­ло­век есть об­раз Бо­жий, да­же ес­ли он, т.е. об­раз Бо­жий, в че­ло­ве­ке за­г­ряз­нен, он мо­жет от­мыть­ся и быть опять чис­тым), то и сми­ря­ешь­ся пе­ред ним. Где лю­бовь, там и сми­ре­ние, а где зло­ба – там гор­ды­ня. Про­шу и же­лаю, что­бы меж­ду ва­ми бы­ла лю­бовь.

преп. Никон

На­до лю­бить вся­ко­го че­ло­ве­ка, ви­дя в нем об­раз Бо­жий, нес­мот­ря на его по­ро­ки. Нель­зя хо­лод­ностью отстра­нять от се­бя лю­дей.

преп. Никон

Же­ла­ю­щий стя­жать лю­бовь дол­жен от­ве­рг­нуть вся­кое злоб­ное и не­мир­ное по­мыш­ле­ние, не го­во­ря уже о де­лах и сло­вах, дол­жен про­щать всем оби­ды спра­вед­ли­вые и несп­ра­вед­ли­вые.

преп. Никон

Из жития преподобного Исаакия Оптинского

Преподобный Исаакий родился в Курске в 1810 году в купеческой семье, пользовавшейся неизменным уважением горожан за безупречную честность и строгий христианский уклад жизни. Мальчик был скромен и добр, молчалив и сдержан, но не угрюм, он не был чужд шутке, был остроумен и прост в общении. Мысль об уходе в монастырь долгие годы вызревала в душе благочестивого юноши, вынужденного помогать отцу в торговых делах. И вот, на 37-м году жизни, приняв твёрдое решение, он покинул отчий дом и поступил послушником в скит Оптиной Пустыни, где предал свою волю в послушание преподобному старцу Макарию. Неукоснительно выполнял преподобный положенное всякому послушнику келейное правило, и впоследствии, после пострижения в мантию, всё более и более ревностно относился к совершенствованию своего внутреннего духовного мира, не давая себе поблажек ни в чём: был строг в понуждении к умному деланию, посещению монастырских богослужений и ограничивал себя в еде и отдыхе. По принятии священного сана преподобный Исаакий остался таким же скромным, искренним и открытым в отношении с братиями, каким был прежде, но ещё строже и требовательнее к себе, во всём полагаясь на духовные наставления старца. В 1862 году, после кончины настоятеля Оптиной Пустыни Моисея, преподобный Исаакий стал его преемником. Он был истинным последователем той традиции старчества, которая отличала уклад Оптиной от других монастырей России,— строгого послушания всей братии своим старцам-духовникам. Преподобный настоятель не совершал без благословения старца никаких монастырских дел. Мир и согласие, царившие в обители, свидетельствовали о благотворном влиянии, которое имело старчество среди братии, насаждая в них добродетели любви и послушания. Так, благоговейно стоял преподобный со всеми в очереди к своему духовнику, преподобному Амвросию (который сменил на этом послушании преподобного Макария), и беседовал с ним, стоя на коленях, как простой послушник.

В последние годы жизни преподобного многие скорби выпали на его долю. Особенно тяжело пережил он отъезд старца Амвросия в Шамординскую общину. Здоровье его стало заметно слабеть и он келейно принял пострижение в схиму. Перед кончиной он дал последнее наставление: «Любите Бога и ближних, любите «Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных; здесь, в этой святой обители, где вы положили начало иноческой жизни, и оканчивайте дни свои». Почил о Господе преподобный Исаакий 22 августа 1894 года.

Преподобне отче наш Исаакие, моли Бога о нас!