Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Как се­бя уко­рять? Очень прос­то. Со­весть сра­зу за­го­во­рит, сра­зу бу­дет об­ли­чать, а нам ос­та­ет­ся толь­ко сог­ла­сить­ся, что пло­хо сде­ла­ли, сми­рен­но об­ра­тить­ся к Бо­гу с мо­лит­вой о про­ще­нии. Хо­тя ми­ну­ту, хо­тя пол­ми­ну­ты, а на­до обя­за­тель­но уко­рить се­бя так. На­ше де­ло уко­рить се­бя, хо­тя бы и на очень ко­рот­кое вре­мя, а ос­таль­ное пре­дос­та­вим Бо­гу.

преп. Варсонофий

Ког­да мы се­бя уко­ря­ем, мы ис­пол­ня­ем­ся си­лы, ста­но­вим­ся силь­нее – ду­хов­но, ко­неч­но. По­че­му так, мы не зна­ем. Это за­кон ду­хов­ной жиз­ни. Как в на­шей те­лес­ной жиз­ни мы подк­реп­ля­ем си­лы пи­щей, так и в ду­хов­ной жиз­ни на­ши ду­хов­ные си­лы подк­реп­ля­ют­ся са­мо­у­ко­ре­ни­ем.

преп. Варсонофий

Еже­ли слу­чит­ся при­нять от ко­го уко­риз­ну или пре­неб­ре­же­ние, не­об­хо­ди­мо на­у­чать серд­це свое гла­го­лать, что „мы ху­же их",– не кра­ем язы­ка, но сер­деч­ным за­ло­гом.

преп. Макарий

Мирному духу и «кофей» не помеха

Возлюбленное о Господе, чадо мое духовное! Радуйтеся о Господе, и паки реку — радуйтеся!

Приношу Вам усерднейшее поздравление с текущим, но уже и преполовившимся праздником Святыя Пасхи, которую сердечно желаю Вам допраздновать в радости и в спокойствии душевном, а также и будущих многих таковых праздников в добром здравии достигнуть, и радостно праздновать всеусерднейше Вам желаю!

Преподобный Антоний

После сего смиренно испрашиваю великодушнаго прощения Вашего в том, что в прошедший раз, писавши к сестрице, к Вам ничего не написал. Я в то время и чувствовал, что Вы будете недовольны за то, что старшую сестру предпочел я младшей; и это сделал не потому, чтоб ее любил я больше Вашего, но не хотелось оставить ее для дня Ангела без особаго приветствия, а двум вкупе писать недостало у меня сил, почему и прошу Вас проступок сей подвесть под милостивый манифест, о котором в нынешние святые дни часто в святом храме велегласно возвещалось: простим вся Воскресением.

Читая письма Ваши, и видя в них описываемое Вами душевное и телесное страдание Ваше, всегда сердцем моим страдаю о Вас и ежедневно молю Господа Бога о помощи и заступлении Вашем, и о исцелении всех недугов Ваших. Болю сердцем моим и о том, что у Вас во едином часе бывает и брак и погребение, т. е. и радость и печаль, так что в одно время налагаете на себя то и то, и за раз разрушаете все, и после чувствуете досаду и смущение, и хулу и отчаяние, и негодование на все и на всех, начиная от Нади, до Бога... От чего невозможно и покойною Вам быть. Но когда пришло благое желание помолиться Богу и прочитать то и то, помолитесь и прочитайте покойным духом. Не исполнили желания по немощи, спокойным духом скажите: Помилуй мя, Господи, яко немощна есмь. Не исполнили благия желания от лености и нерадения, опять спокойным духом скажите: Господи, не вниди в суд с рабой Твоей. Пришли дурныя мысли, паки спокойным духом скажите: Господи, избави меня от сих. Осердились на кого или осудили за что, паки тем же покойным духом обратитесь ко Господу и скажите: согреших, Господи, прости меня, горделивую и нетерпеливую! Вдруг, как туча, нашли тоска и отчаяние, паки ко Гоcподу обратитесь и скажите к своей унылой душе: вскую прискорбна еси душа моя, и вскую смущаеши мя! Уповай на Бога. — И таким образом во всех случаях старайтесь сохранять сердце свое в спокойствии от смущения! — Как от неприязненнаго духа.

Спрашиваете Вы меня о кофее, пить ли его или не пить. Но как с ним разстаться, ибо он наш любезный друг? С ним веселые и покойные бываем, а когда его нет, тогда и в ясной день, как в ненастной, все заболит. Он же — кофей — и наветник Ваш и злодей... Он, замечание мое, здоровье Ваше отравляет, ибо Вы год от году ощутительно хиреете и обезсиливаете. Но как для невоздержнаго легче умереть, нежели не пить вина, так нам с Вами: с кофеем разстаться — с душой разстаться! Ибо страсти отсекать, как члены свои отсекать — и выносим для сего потребно решительной воли, а мы оно ни в чем не имеем; а посему что ж нам делать? Опять то же, т.е., помолясь Богу, будем без смущения пить кофей!

Вы жалуетесь, что все надежды мирския изчезли для вас, да и можно ли понадеяться на мир? Кому он не польстил, кому не солгал? Обещает он много, а дает очень мало. Одни только уповающие на Господа, по слову Св. Давида, не погрешают, т.е. не обманутся в надежде своей!

И. А.

Из писем прп. Антония Оптинского