Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что мрач­ные мыс­ли не­ред­ко бес­по­ко­ят вас, не сму­щай­тесь, ибо мрач­ные мыс­ли, как осен­ние об­ла­ка, од­ни за дру­ги­ми на­хо­дят и за­тем­ня­ют свет, но они и про­хо­дят, и не­бо ос­та­ет­ся чис­то и при­ят­но. Так и мыс­ли на­ши поб­ро­дят, поб­ро­дят по бе­ло­му све­ту, и ум уся­дет­ся на сво­ем мес­те, тог­да и ти­хо, и ве­се­ло бы­ва­ет на ду­ше. А уму на­ше­му от ски­та­ния се­мо и ова­мо мно­го спо­со­б­ству­ет крат­кая, но час­то пов­то­ря­е­мая мо­лит­ва Ии­су­со­ва, к ко­то­рой да­руй вам Гос­по­ди при­об­рес­ти на­вык, и тог­да яс­ные дни нас­та­нут для вас.

преп. Антоний

Ох­ра­нять свою ду­шу от по­мыс­лов – это труд­ное де­ло, зна­че­ние ко­то­ро­го да­же не­по­нят­но лю­дям мирс­ким. Не­ред­ко го­во­рят: за­чем ох­ра­нять ду­шу от по­мыс­лов? Ну, приш­ла мысль и уш­ла, че­го же бо­роть­ся с нею? Очень они оши­ба­ют­ся. Мысль не прос­то при­хо­дит и ухо­дит. Иная мысль мо­жет по­гу­бить ду­шу че­ло­ве­ка, иной по­мысл зас­тав­ля­ет че­ло­ве­ка вов­се по­вер­нуть на жиз­нен­ном пу­ти и пой­ти сов­сем в дру­гом нап­рав­ле­нии, чем он рань­ше шел. Свя­тые от­цы го­во­рят, что по­мыс­лы есть от Бо­га, по­мыс­лы от се­бя, т.е. от сво­е­го ес­те­ст­ва, и по­мыс­лы от бе­сов. Для то­го, что­бы раз­ли­чать, от­ку­да при­хо­дят по­мыс­лы, вну­ша­ют­ся ли они Бо­гом, или враж­деб­ной си­лой, или про­ис­хо­дят от ес­те­ст­ва, тре­бу­ет­ся ве­ли­кая муд­рость.

преп. Варсонофий

Сог­ла­сие с по­мыс­ла­ми гре­ха есть об­ще­ние с вра­гом, от­сю­да отс­туп­ле­ние от нас си­лы Бо­жи­ей и по­мо­щи.

преп. Никон

Игорь Леонидович Волгин «Жена в России больше, чем жена. Достоевский и другие: к истории писательских браков»

8 июля 2023 года, в день памяти Петра и Февронии Муромских, святых покровителей брака, в оптинском лектории состоялось выступление писателя и историка, заслуженного профессора МГУ им. М. В. Ломоносова; доктора филологических наук, кандидата исторических наук, действительного члена РАЕН, профессора факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова и Литературного института им. А. М. Горького. Основателя и президента Фонда Достоевского, вице-президента Международного Общества Ф. М. Достоевского.

Свое выступление Игорь Леонидович начал с истории писательских браков. «Почему в России жена писателя больше, чем жена?» – задается он вопросом.

Рассмотрев историю браков Державина и Карамзина, исследователь приходит к выводу, что в то время жена еще не участвовали в творческом процессе.

Брак Пушкина вроде бы светский, но известно, что Вяземский называл Наталью Николаевну «госпожой современницей» и «госпожой издательницей» – ведь Пушкин издавал «Современник». После смерти поэта вдова пыталась вернуть права на его издание, но безуспешно.

Далее Волгин перечисляет «писательских жен»: Софья Андреевна Толстая, Надежда Яковлевна Мандельштам, Елена Сергеевна Булгакова, – и приходит к выводу, что их «функции» это помощь в переписывании произведений мужа и сохранение его архива после смерти.

Перейдя к Достоевскому, исследователь кратко рассказывает о его личной жизни, о которой известно мало. Ее страницы – это история «несчастного брака» с Марией Дмитриевной Исаевой, драматичный роман с Аполлинарией Сусловой и наконец, счастливая четырнадцатилетняя жизнь с Анной Григорьевной Достоевской.

По мнению Волгина, это был один из тех браков, который и породил традиции брака «писательского», когда супруга становилась ближайшим другом, помощницей и хранительницей посмертной памяти о нем.