Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Нуж­но не ма­ло­ду­ше­ст­во­вать. Ведь без ис­ку­ше­ний не про­жи­вешь: кто есть, иже по­жи­вет и не уз­рит смер­ти (Пс. 88, 49), т.е. ис­ку­ше­ния? Ис­ку­ше­ние до­ро­го тем, что со­де­лы­ва­ет тер­пе­ние, тер­пе­ние – ис­ку­с­ство. Не будь ис­ку­ше­ний, мы и ос­та­лись бы не­ве­жа­ми глу­пы­ми. Бу­дем же об­ви­нять в сво­их бе­дах се­бя, а не дру­гих.

преп. Анатолий

Сво­бо­да су­ществ ра­зум­ных всег­да ис­пы­ты­ва­лась и до­се­ле ис­пы­ты­ва­ет­ся, по­ка ут­вер­дит­ся в доб­ре. По­то­му что без ис­пы­та­ния доб­ро твер­до не бы­ва­ет. Вся­кий хрис­ти­а­нин чем-ли­бо да ис­пы­ты­ва­ет­ся: один бед­нос­тию, дру­гой бо­лез­нию, тре­тий раз­ны­ми не­хо­ро­ши­ми по­мыс­ла­ми, чет­вер­тый ка­ким-ли­бо бедстви­ем или уни­чи­же­ни­ем, а иной раз­ны­ми не­до­у­ме­ни­я­ми. И этим ис­пы­ты­ва­ет­ся твер­дость ве­ры, и на­деж­ды, и люб­ви Бо­жи­ей.

преп. Амвросий

По­кой обе­щан нам в бу­ду­щем ве­ке, а здесь на зем­ле – труд и ис­ку­ше­ние. Бла­жен че­ло­век, иже пре­тер­пит ис­ку­ше­ние (Иак. 1, 12).

преп. Моисей

«Мир семейный хранить — святое Божие повеление»

В книге «Божии люди» митрополит Вениамин (Федченков) описывает сокровенный мир Православия, с которым он, блестящий выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, встретился в иноческих обителях, в скромных кельях подвижников и незримых молитвенников за весь мир.

Митр. Вениамин (Федченков)

Как он признавался: «не воспитывали в нас ни в семинариях, ни в академиях интереса и любви ни к монастырям, ни к подвижникам, ни к таким светилам Церкви, как даже о. Иоанн Кронштадтский или епископ Феофан, затворник Вышенский, уже наши современники. Учеба, книги — вот был наш интерес. Потому и после академии почти никто из нас не думал о посещении обителей».

Встреча с оптинскими старцами, живыми носителями святоотеческой традиции, оживило его сердце и укрепило веру, позволила ему ощутить незримую силу молитвы.

Вот только одна история, рассказанная в этой книге, — о совете преподобного Анатолия (Потапова), данном семейному другу Владыки.

***

«Я получил письмо от своего друга и товарища по академии, священника о. Александра Б. из Самарской губернии, о разладе с женой... Уж как он любил ее невестой! Весь наш курс знал о ней, какая она хорошая и прекрасная. И вот они повенчались. Он получает приход в рабочем районе города. Нужно строить храм. Молодой и идейный священник с любовью и энергией принимается за дело. Постройка быстро продвигается вперед. Казалось бы, все хорошо. Но вот горе для матушки: ее батюшка запаздывает к обеду. Матушка недовольна этим: то пища остыла, то переварилась и пережарилась. Да и время напрасно пропадает, и другие дела по дому есть... И дети появились... И огорченная хозяйка начинает роптать и жаловаться на такой непорядок и расстройство жизни. А еще важнее то, что она, вместо прежней любви, начинает уже сердиться на мужа: разлагается семья. Батюшка же оправдывается перед ней:

— Да ведь я не где-нибудь был, а на постройке храма!

Но это ее не успокаивает. Начинается семейный спор, всегда болезненный и вредный. Наконец, матушка однажды заявляет решительно мужу:

— Если ты не изменишь жизни, то я уйду к родителям.

И вот к такому-то моменту мы обменялись с о. Александром письмами. Узнав, что я еду в Оптину, он описал все свое затруднение и попросил меня зайти непременно к о. Анатолию и спросить старческого совета его: как ему быть, кого предпочесть — храм или жену.

Я и зашел в келью батюшки. Он принимал преимущественно мирских; а монахи шли к другому старцу — о. Нектарию. В келье о. Анатолия было человек десять–пятнадцать посетителей. Среди них обратился с вопросом и я. Батюшка, выслушав с опущенными глазами историю моего товарища, стал сокрушенно качать головой.

Прп. Анатолий (Потапов)

— Ах, какая беда, беда-то какая! — Потом, не колеблясь, заботливо начал говорить, чтобы батюшка в этом послушался матушки:

— Иначе плохо будет, плохо!

И тут же припомнил мне случай из его духовной практики, как развалилась семья из-за подобной же причины. И припоминаю сейчас имя мужа: звали его Георгием.

— Конечно, — сказал о. Анатолий, — и храм строить — великое дело; но и мир семейный хранить — тоже святое Божие повеление. Муж должен, по апостолу Павлу, любить жену, как самого себя; и сравнил апостол жену с церковью (Еф. 5, 25 — 33). Вот как высок брак! Нужно сочетать и храм, и семейный мир. Иначе Богу неугодно будет и строение храма. А хитрый враг-диавол, под видом добра, хочет причинить зло: нужно разуметь нам козни его. Да, — вот так и отпишите, пусть приходит вовремя к обеду. Всему есть свое время. Так и отпишите!

А потом, немного подумав, добавил:

— А тут добро-то добро: строить храм-то. Но к нему тайно примешивается и тщеславие...  Да, примешивается, примешивается: ему хочется поскорее кончить... людям понравиться... Так и отпишите...

Я так и отписал. И дело поправилось».