Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Цер­ковь есть для нас зем­ное не­бо, где Сам Бог не­ви­ди­мо при­су­т­ству­ет и на­зи­ра­ет предс­то­я­щих, по­э­то­му в церк­ви долж­но сто­ять чин­но, с ве­ли­ким бла­го­го­ве­ни­ем. Бу­дем лю­бить цер­ковь и бу­дем к ней усерд­ны, она нам от­ра­да и уте­ше­ние в скор­бях и ра­дос­тях.

преп. Иларион

Стоя в церк­ви, долж­но слу­шать вни­ма­тель­но пе­ние и чте­ние цер­ков­ное, и, кто мо­жет, не дол­жен ос­тав­лять при этом и мо­лит­вы Ии­су­со­вой, осо­бен­но ког­да не­хо­ро­шо или нев­нят­но слыш­но чте­ние цер­ков­ное.

преп. Амвросий

Го­во­рить, стоя на цер­ков­ных служ­бах, или об­зи­рать гла­за­ми по сто­ро­нам не толь­ко неп­ри­лич­но, но и прог­нев­ля­ет Гос­по­да нев­ни­ма­ни­ем и бесстра­ши­ем. Ес­ли не мо­жем мы ду­шев­но, то по край­ней ме­ре те­лес­но и ви­ди­мо да дер­жим се­бя бла­гоп­ри­лич­но. Те­лес­ное и ви­ди­мое бла­гоп­ри­ли­чие мо­жет при­во­дить нас к бла­го­му уст­ро­е­нию внут­рен­них по­мыс­лов.

преп. Амвросий

О мудрости змеиной и голубиной кротости

Письмо твое, от 17 мая, в котором объясняешь, что ты никогда не была попрошайкой, а нужда заставила тебя просить! Прежде за тебя другие просили, а теперь нужда и саму тебя заставила просить.

Не без причины повторяется поговорка: «Нужда мудрена! Нужда научит как калачи есть».

Мне случилось слышать от одного опытного человека, который говорил, что все вещи человеческие, которые видим, изобрела или нужда, или прихоть. Что делается по нужде, то бывает или одобрительно, или, по крайней мере, извинительно; а что делается по прихоти, то не всегда бывает извинительно, кольми паче не всегда одобрительно. Во Святом Евангелии Сам Господь глаголет (Мф. 10: 16): будите... мудри яко змия, и цели яко голубие.

Мудрость змеиная, по изречению толковников, состоит в том, что когда бьют змею, то она более всего хранит голову, так и христианин в напастях и трудных обстоятельствах должен более всего хранить веру; во-вторых, мудрость змеиная состоит в том, что когда змея хочет скинуть с себя старую кожу, то пролазит сквозь тесную скважину, а иначе с себя старую кожу скинуть не может; так и христианин, если желает совлещися ветхого человека, то должен проходить тесный путь, по Евангельскому учению.

Целость же голубиная состоит в незлобии и прощении обид, или досад, или подобного.

Из писем преподобного Амвросия Оптинского