Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Сколь­ко долж­но про­лить по­ту, упот­ре­бить тру­дов и пре­тер­петь ли­ше­ний, бо­лез­ней, пе­ча­лей и воз­ды­ха­ний для при­об­ре­те­ния се­бе веч­но­го по­коя на не­бе­си! А мы ду­ма­ем, ле­жа­чи на бо­ку, т.е. с мяг­кой пос­те­ли, и пос­ле рос­кош­ной жиз­ни, да и в Царство Не­бес­ное!

преп. Антоний

Будь вни­ма­тель­ней к сво­е­му спа­се­нию, по­ка есть день, т.е. на­до се­бя вся­чес­ки по­нуж­дать на вся­кое доб­рое де­ло, пов­то­ряю: по­нуж­дать на­до се­бя, ибо нужд­ни­цы по­лу­ча­ют Не­бес­ное Царство.

преп. Иосиф

Ду­шу спас­ти – не ла­поть сплес­ти.

преп. Лев

Елей означает «милость» О Таинстве Соборования

Великим Постом в Оптиной Пустыни, как во многих монастырях и храмах, совершается Таинство елеосвящения, или соборования.

Таинство елеосвящения является одним из семи церковных таинств, наряду с таинствами крещения, миропомазания, покаяния (исповеди), причащения (евхаристии), брака и священства. Как писал протоиерей Георгий Флоровский, «только в таинствах христианская община превосходит чисто человеческие мерки и становится Церковью». Согласно учению Церкви, таинство есть священное действие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию.

Соборование — это церковное таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14 — 15).

Преподобные оптинские старцы для исцеления болезней душевных и телесных советовали своим духовным чадам прибегать к этому спасительному церковному таинству, которое, по словам преп. Макария, «здравие подает».

Преподобный Антоний писал: «В нынешнем веке, к крайнему сожалению, таинства этого многие опасаются, как предвестника смерти. А оно установлено святыми апостолами во исцеление от всех недугов и в предохранение от смерти, что самое и я на опыте испытал, ибо через особорование мною, недостойным, человек до двадцати, все они от тяжких и неисцельных болезней освободились».

Кроме исцеления от болезней, таинство соборования дарует прощение забытых, однако не сокрытых сознательно, грехов, — по слову преп. Амвросия Оптинского: «таинством елеосвящения прощаются забвенные и недоуменные грехи». Преп. Антоний писал, «соборование святым елеем имеет благодатную силу врачевать не одни только телесные болезни, но и душевные недугования, а также дарует оставление грехов, вовсе забытых нами. А как недуги душевные нередко гнездятся в весьма здоровом человеке и румяном по наружности, то не должно нерадеть и о душе своей как о вещи бессмертной, которая не только честнее тела, но и дороже всего видимого в мире».

К таинству соборования преп. Иосиф советовал прибегать не менее одного раза в год: «собороваться однажды в год полагается. Разве лишь перед смертью, то можно и два раза».

По необходимости, при телесных и душевных недугах, к таинству следует приступать и чаще, не откладывая его. Как писал преп. Амвросий: «Слышу, что скорби настолько тебя отяготили и до такой степени причинили тебе болезнь, что ты опять решилась особороваться святым елеем. И хорошо сделала. Елей означает “милость”. Милость же Господня пребывает от века и до века на боящихся Его (см.: Пс. 102, 17), и нет недостатка у боящихся Его (Пс. 33, 10); и паки: Много скорбей у праведных, но от всех их Господь избавит их (Пс. 33, 20).