Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ста­рай­тесь тща­тель­но очи­щать серд­ца свои от все­го Бо­гу не­у­год­но­го отк­ро­вен­ною ис­по­ведью, Ии­су­со­вой мо­лит­вой и ис­пол­не­ни­ем за­по­ве­дей Бо­жи­их.

преп. Никон

Не уны­вай от скор­би жиз­ни сей, это – наш удел, это – суд Бо­жий.

преп. Никон

Не­воз­мож­но быть се­му, что­бы жизнь всю про­вес­ти без ис­ку­ше­ний и скор­бей, а быть в от­ра­де и без по­пе­че­ния. Тут-то и поз­на­вай, что Бог о те­бе про­мыш­ля­ет, ког­да по­сы­ла­ет скор­би и пе­ча­ли, и хо­чет оны­ми обу­чить и уп­ре­муд­рить в ду­хов­ном ра­зу­ме. Без скор­би ни сми­рить­ся, ни в ду­хов­ный ра­зум при­ити не мо­жем; и будь твер­до уве­ре­на, что, кро­ме по­пу­ще­ния Бо­жия, ни­ка­кая скорбь прик­лю­чить­ся нам не мо­жет, хо­тя по ви­ди­мо­му и ка­жет­ся, что лю­ди при­чи­ною нам оных бы­ва­ют, но они суть толь­ко ору­дия, ко­и­ми Бог действу­ет в де­ле на­ше­го спа­се­ния.

преп. Макарий

Павел Петрович Тамбовцев

Павел Петрович Тамбовцев был уроженцем Курской губернии, г. Белгорода, сын богатого купца. Образование поучил весьма недостаточное по своим природным способностям, но образовал сам себя прилежным чтением св. Писания и отеческих книг, а более всего советами и наставлениями старца о. Леонида, занимаясь при нем перепискою творений свв. отцев-подвижников и, по временам, по диктовке старца, пиша ответы к многочисленным его духовным детям. На все свои недоумения испрашивал он решения у старца, и о. Леонид отвечал с ясностью и опытностью, отличавшими его пред всеми прочили братиями. А сия опытность была плодом бесчисленных скорбей, им претерпленных, наблюдательности и чрезвычайной памяти, сохранявшей все читанное и слышанное, - как о сем было сказано выше. Приходивших старец не изгонял вон, по словеси Христову; а ученикам своим объяснял сокровенные тайны премудрости Божией. Павел Тамбовцев был одним из пламенных и ревностных воспитанников его, ловивший капли благодати из уст старца, сохранивший их в горячем своем сердце и передавший их своим языком, несколько восторженно; но иначе объясняться он не мог по восторженному настроению своего ума.

Коротка была жизнь сего юноши, которую окончил он на 26-м году (4-го августа 1835 года), если не в победе над всеми страстями, то по крайней мере в борьбе с ними, низложенный на смертный одр величайшею для него скорбью. Отец его, которого он чрезмерно любил и уважал, сделался самоубийцею. Для верующего христианина что могло быть страшнее мысли, что погибла навсегда душа, ближайшая к нему? Эта мысль, повсюду преследуя юного страдальца, была выше его сил. Сначала он впал в меланхолию от борения духа, потом огнь душевный воспламенил внутренность, и горячка прервала дни его.

В скиту Оптиной пустыни, по чиноположению денно-нощно отправляется чтение псалтири в поминовение усопших и о здравии благотворителей. Павел читал однажды в Предтеченской церкви полунощную чреду и, когда начал поминать усопших и творить обычные поклоны, увидел в конце правого клироса собственное свое подобие. Он долго смотрел на это явление; наконец решился подойти к клиросу. Но лишь только дошел до него, видение исчезло, а его объял страх. Павел тотчас вышел их церкви, запер дверь и пошел к старцу; затем, разбудив его, передал ему виденное. О. Леонид успокоил его и послал дочитывать свою чреду. Это, между прочим, было как бы предвестием его близкой кончины.

О. Павел скончался в полной памяти, во время совершения над ним таинства елеосвящения. Внимательно смотрел он вверх и, обращая взор свой по сторонам на воздухе, закрывал глаза, содрогался и опять со вниманием смотрел на предмет, которого никто не видел. Только всем заметно было, что он видел врагов своей души, которые возмущали ее в страшный час исхода. Потом смежил очи, перекрестился, вздохнул, и жизнь его угасла. В чей день он исповедался и приобщился св. Христовых Таин.