Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ду­хов­ный отец, как столп, толь­ко ука­зы­ва­ет путь, а ид­ти на­до са­мо­му. Ес­ли ду­хов­ный отец бу­дет ука­зы­вать, а уче­ник его сам не бу­дет дви­гать­ся, то ни­ку­да и не уй­дет, а так и сгни­ет у это­го стол­па.

преп. Никон

Гос­подь Ии­сус Хрис­тос, мо­ля­щий­ся в са­ду Геф­си­ма­нс­ком, есть до не­ко­то­рой сте­пе­ни об­раз вся­ко­му ду­хов­ни­ку в от­но­ше­нии ду­хов­ных чад его, ибо и он бе­рет на се­бя гре­хи их. Ка­кое это ве­ли­кое де­ло, и что толь­ко ему при­хо­дит­ся пе­ре­жи­вать!

преп. Никон

Ду­хов­ный отец ну­жен для че­го? Что­бы при по­мо­щи его не­заб­луд­но шест­во­вать и дос­ти­гать Царства Не­бес­но­го, а для это­го не­об­хо­ди­мо, глав­ным об­ра­зом, ис­пол­нять на де­ле нас­тав­ле­ния, со­ве­ты и ука­за­ния ду­хов­ни­ка, жи­тель­ство свое про­во­дить бла­го­чес­ти­во. Бы­ли при­ме­ры, что не­ко­то­рые име­ли воз­мож­ность час­то бы­вать у стар­ца, иные да­же пос­то­ян­но си­де­ли воз­ле стар­ца, неп­рес­тан­но слы­ша­ли его нас­тав­ле­ния, да­же и жи­тель­ство­ва­ли с ним, и ос­та­ва­лись бесп­лод­ны­ми. А не­ко­то­рые име­ли ред­кую воз­мож­ность бы­вать у стар­ца и удос­та­и­ва­лись слы­шать крат­кое нас­тав­ле­ние, но пре­ус­пе­ва­ли. Так вот, не в том си­ла, что­бы час­то бы­вать у от­ца ду­хов­но­го, а в том, что­бы его нас­тав­ле­ния ис­пол­нять, что­бы не быть бесп­лод­ны­ми.

преп. Никон

Страницы: 12>

Стихотворное творчество Н. Павлович

Надежда Александровна Павлович родилась 17(30) сентября 1895 года в Лифляндни, в местечке Лаудон, на территории теперешней Латвии, в семье мирового судьи. В их доме из поколения в поколение передавался благоговейно чудотворный образ Пресвятой Богородицы сербского письма. Под сенью этой иконы - Знамения Покрова Пресвятой Богородицы - прошла вся ее долгая многотрудная жизнь. По ее словам, ей довелось "увидеть, как смещались пласты истории и пласты человеческого сознания", - увидеть, осмыслить и запечатлеть увиденное.

Окончив в 1912 году в Пскове Александровскую гимназию, она публикует первые свои стихи в местной газете "Псковская жизнь", затем учится в Москве на историко-филологическом факультете Высших женских курсов им. Полторацкой. В это же время знакомится с В. Брюсовым, А. Белым, Вяч. Ивановым, С. Есениным, Б. Пастернаком и другими, печатается в газетах, журналах и альманахах той поры.

Н. ПавловичВ 1920 году по поручению правления Союза поэтов Надежда Павлович едет в Петербург для организации отделения Союза, председателем которого был избран Александр Блок. Встреча с Блоком, возникшая между ними духовная близость во многом определили дальнейшую ее судьбу и мотивы творчества. Блок подарил Павлович первый том "Добротолюбия" со своими пометками, предложил прочитать "Летопись Серафимо-Дивеевской обители". В это тяжелое для России время, когда интеллигенция покидала родину, Блок говорил Надежде Александровне: "Я могу пройти незаметно по любому лесу, слиться с камнем, с травой. Я мог бы бежать. Но я никогда не бросил бы Россию. Только здесь и жить, и умереть".

Но идет 1921 год - последний год жизни поэта. Совсем "потерянной", в состоянии, близком к самоубийству после кончины Блока, Господь приводит ее в Козельскую Оптину пустынь, где живет в это время семья друга ее детства Льва Александровича Бруни.

Здесь впервые видит она замечательного оптинского старца иеросхимонаха Нектария. В течение трех дней пытается она поговорить с ним, но старец отказывается принять молодую женщину, представительницу столичной литературной богемы. Потрясенная, она уезжает в Петроград, но мысль о старце ("я видела настоящего святого"), о единственно возможном для нее пути исцеления не покидает ее. Впоследствии она вспоминала: "Батюшка Нектарий испытывал сердца приходящих к нему и давал им не столько утешение, сколько путь подвига, он смирял и ставил человека перед духовными трудностями, не боясь и не жалея его малой человеческой жалостью, потому что верил в достоинство и разумение души и великую силу Благодати, помогающей ищущему Правды". Через полгода она вновь возвращается в монастырь. С этого дня жизнь ее навсегда соединяется с Оптиной.

По благословению батюшки Нектария она остается жить в Оптиной, становится сотрудницей первого Оптинского краеведческого музея, которым заведовала его основательница Лидия Васильевна Защук (впоследствии она приняла схиму с именем Августы и была расстреляна вместе с оптинским архимандритом Исаакием в 1937 году в Туле). Два года прожила Надежда Александровна в Оптиной в послушании у старца.

Но музею и самому монастырю уже грозила беда. Сбывалось предсказание отца Нектария о том, что "скоро монастыри закроют и ходить в монашеском по улицам будет нельзя".

В Вербное воскресенье 1923 года Оптина пустынь была закрыта. Тяжело больного старца Нектария сперва положили под арестом в больницу, а затем в Великий Четверг отвезли в тюремную больницу в Козельске, большинство духовных отцов и монашеской братии также были арестованы. Выдав в ЧК батюшку Нектария за своего дедушку, Надежда Александровна добивается замены расстрела (отца Нектария обвинили в контрреволюции) поселением. Она увозит батюшку в село Холмищи (65 км от Козельска), навещает его там, привозит продукты, теплые вещи. Надежда Александровна собрала и записала множество рассказов и свои воспоминания о последнем оптинском старце Нектарии, его удивительной прозорливости, духовных наставлениях, поучениях, беседах с ним.

Перед кончиной в 1928 году батюшка Нектарий благословил свою духовную дочь Надежду Павлович помнить Оптину, всегда заботиться о ней и делать все возможное для ее сохранения.

Она и выполняла завещанное, как могла, в те страшные для Православия годы: в конце 20-х перевезла и таким образом сохранила для нас ценнейший архив и библиотеку Оптиной пустыни, сдав все материалы в Государственную библиотеку им. В. И. Ленина в Москве. Работая в Красном Кресте, помогала родственникам и друзьям передавать вести и посылки заключенным (среди которых много было и оптинцев); совершила духовный подвиг, навестив находящегося в заключении отца Сергия Мечева. Ее стараниями в 1974 году Оптина пустынь получила статус памятника культуры и была поставлена на государственную охрану.

До последних дней, будучи в преклонном возрасте и неизлечимо больной, ездила она по бездорожью, добираясь на попутках в близкую сердцу Оптину, доказывала в Министерстве культуры, перед калужскими и козельскими властями, что охрана Оптиной пустыни не должна остаться лишь формальным решением на бумаге, что необходимо начать ее действительную реставрацию. Но настоящего возрождения Оптиной пустыни - возвращения величайшей отечественной святыни Русской Православной Церкви - ей уж не довелось увидеть. Она отошла ко Господу 3 марта 1980 года. Накануне, зная, что умирает, но и радуясь этому, говорила близким, что смерти не боится, что для нее умереть - все равно, что выйти в другую комнату...

Еще в 20-е годы батюшка Нектарий благословил Надежду Александровну на литературную работу. По его молитвам в те трудные годы она находила себе работу в качестве переводчика, литературного критика.

После стихотворных сборников "Берег" (1922) и "Золотые ворота" (1923) Надежда Павлович в течение двух десятилетий выступала в печати преимущественно как детская писательница. Только после войны стали выходить ее поэтические сборники: "Думы и воспоминания" (1962), "Сквозь долгие года..." (1977), "на пороге" (1981). Последняя книжка вышла после кончины автора. Перу Павлович принадлежит единственная в своем роде поэма "Оптина", посвященная старцам и подвижникам обители, а также статьи "Оптина пустынь. Почему туда ездили великие?" (впервые в альманахе "Прометей", 1980, п 12), "К биографии художника Болотова" (Прометей, 1983, п 13). В течение многих лет Н. Павлович печаталась под разными псевдонимами в зарубежных русских изданиях. Незадолго до кончины она подготовила к печати книгу воспоминаний "Неводы памяти", которая, к сожалению, сгинула в недрах издательства "Советский писатель".

Все созданное в разные годы Надеждой Александровной Павлович (моей крестной матерью) и по милости Божией уцелевшее -хранящиеся в моем домашнем архиве духовные стихи, не входившие ранее в ее поэтические сборники и мало известные читателям, а также воспоминания об отце Нектарии Оптинском, которые сама Павлович определила как "попытку жизнеописания", - объединено одним: горячей верой, любовью ко Господу и покаянием.

Т. Н. Беднякова

12>