Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да бу­дут скор­би и вы бу­де­те не в си­лах пе­ре­нес­ти их, тог­да от все­го серд­ца об­ра­ти­тесь к Гос­по­ду, Ма­те­ри Бо­жи­ей, свя­ти­те­лю Ни­ко­лаю, свя­то­му, имя ко­то­ро­го но­си­те, и скорбь об­лег­чит­ся.

преп. Нектарий

Ошиб­ка и заб­луж­де­ние че­ло­ве­че­ст­ва про­ис­хо­дят от­то­го, что мы не по­ни­ма­ем как сле­ду­ет на­ме­ре­ние Бо­жие и во­лю Бо­жию о нас. Гос­подь, по бла­гос­ти Сво­ей и ми­ло­сер­дию Сво­е­му, хо­чет да­ро­вать нам веч­ное бла­же­н­ство на не­бе, в Царствии Не­бес­ном, а мы, по сле­по­те сво­ей, бо­лее же­ла­ем, ищем счас­тия и бла­го­по­лу­чия вре­мен­но­го на зем­ле. Вот Гос­подь, по бла­гос­ти Сво­ей и по люб­ви к ро­ду че­ло­ве­чес­ко­му, и вра­зум­ля­ет нас раз­ны­ми скор­бя­ми, и бо­лез­ня­ми, и дру­ги­ми бедстви­я­ми.

преп. Амвросий

Ин суд Бо­жий, ин че­ло­ве­чес­кий; о ве­щах, близ­ких на­ше­му серд­цу, мы час­то су­дим про­ти­ву страс­тей на­ших, во­ю­ющих на нас, или про­ти­ву нас, а по­то­му и суд наш не­ред­ко бы­ва­ет прев­ра­тен, и то, что ка­жет­ся нам тя­го­ст­но, скорб­но в нас­то­я­щем,– впос­ле­д­ствии ра­до­ст­но, лег­ко, бла­жен­но.– Ко­нец все вен­ча­ет.

преп. Лев

Пятая заповедь

Пятая заповедь о почитании родителей: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле» (Исх. 20, 12), — была дана Господом Моисею на горе Синай, где Господь начертал заповеди на двух каменных скрижалях.

Когда Моисей, после сорокадневного пребывания на горе, спустился со скрижалями в руках и увидел, что его народ, забыв об истинном Боге, отлил себе тельца из золота и поклоняется ему, то он в гневе разбил скрижали о скалу. После раскаяния всего народа Бог повелел Моисею вытесать две новые каменные скрижали и принести Ему для повторного написания Десяти заповедей.

Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека к Богу. Шесть других — об отношениях человека к человеку. Грех непочтения к родителям есть великий грех. По законам Ветхого Завета, злословящий отца или мать, наказывался смертью.

Пятая заповедь — единственная, в которой Господь обещает человеку великую награду за исполнение этой заповеди уже в нынешней жизни — «да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле».

У известного церковного писателя и духовного чада преподобного оптинского старца Амвросия Евгения Николаевича Поселянина (1870–1931) был товарищ, который попросил у старца совета относительно почитания родителей.

Е. Н. Поселянин

Поселянин впоследствии записал свой разговор со старцем Амвросием, который вошел в составленное им жизнеописание старца.

«Один мой товарищ, не чувствовавший душевной близости к своим родителям и смущенной этим, попросил меня рассказать об этом старцу. Старец на это ответил мне: 

— Прочти пятую заповедь.

— Чти отца твоего и матерь твою, — стал я читать, удивленный, и говоря себе: «Он и без отца Амвросия знает эту заповедь, и ее-то неисполнением и тяготится!»

— Повтори еще, — сказал отец, когда я прочел заповедь.

— Чти отца твоего и матерь.

Прп. Амвросий

— Повтори первое слово.

— Чти.

— Так что же сказано?

— Что надо почитать. 

— Так вот, так и передай твоему приятелю. Если он почитает родителей, почтителен к ним. Заботится о них. 

— Он не может заботиться, — вставил я, — они очень богатые.

— Я не о том. А вот чтобы быть с ними, когда они этого захотят, не избегать их общества, почитать им иногда что-нибудь, слушаться их. Ведь они не требуют от него ничего невозможного?

— Да, но они люди разных миров. У них интересы разные. 

— Это ничего не показывает. Можно заниматься своими делами, не забывая родителей и не требуя, чтобы они интересовались непременно его интересами. Да он сам поймет, в чем состоит приказание «чтить». И если он это исполнит, он может быть покоен».